Йорг Форбриг: конец режима Лукашенко близок

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

14 августа 2020 года

Директор программ Центральной и Восточной Европы Германского фонда Маршалла Йорг Форбриг (Joerg Forbrig, German Marshall Fund) считает, что режим Лукашенко обречен и не сможет удержаться у власти в течение длительного периода. Тем не менее, для сохранения жизни белорусов международное сообщество должно быть готово к переговорам с нынешними властями страны, а также должно оказать поддержку обществу и пострадавшим от насилия режима как можно скорее, считает эксперт.

Валерия Егисман: Наблюдая за развитем событий в Беларуси, можно ли говорить о возможности падения режима Лукашенко?

Йорг Форбриг: Мое личное мнение, что конец режима Лукашенко близок. По ряду причин все больше и больше складывается впечатление, что у него заканчиваются все возможные варианты. Мы видели несколько способов, которыми Александр Лукашенко пытался взять ситуацию под контроль. Перед выборами он не зарегистрировал ряд кандидатов. Вечером в день выборов был выбран путь массированной эскалации насилия для запугивания людей, чтобы они не вернулись к протестам. Затем они попробовали трюк с запугиванием Светланы Тихановской, чтобы та дала интервью, в котором призвала людей оставаться дома. Это все не сработало. Сейчас мы видим, что в Беларуси бастует все больше предприятий. Мы видим журналистов, покидающих государственные СМИ. Мы видим покидающих структуры безопасности сотрудников. Видно, что все, что он (Лукашенко) пробовал — провалилось. И на данный момент эрозия системы идет очень быстро. Сегодня утром они попытались продемонстрировать несколько более примирительное отношение к обществу, освободив часть людей, арестованных во время протестов последних дней. Они отправили эмиссаров, включая даже премьер-министра, на крупные заводы, которые объявили забастовки. Складывается впечатление, что они в полном отчаянии, и я не могу представить, чтобы в этой ситуации режим продержался очень долго.

В. Е.: Сегодня состоялась экстренная встреча министров иностранных дел ЕС, на которой обсуждались ответ Евросоюза на происходящее в Беларуси. Обсуждался и вопрос санкций. Если они будут приняты, это станет эффективной мерой?

Й. Ф.: Мы должны помнить, что Беларусь находится под санкциями ЕС и США достаточно давно. Некоторые из них были персонализированными, некоторые — экономическими, и ряд санкций направлен против людей, которые были причастны к насильственным исчезновениям некоторых оппонентов Лукашенко в 1999 и 2000 годах. Есть и эмбарго на поставки оружия. В 2016 году ЕС снял большую часть своих санкций, чтобы подготовить почву для сближения ЕС и Беларуси (США также сняли большую часть санкций — Ред.). Теперь же вопрос санкций возвращается на повестку дня очень быстро, он был поднят уже в понедельник, сразу после проведения выборов, начавшихся протестов и насилия со стороны полиции. Первым, кто высказался в пользу санкций, был министр иностранных дел Германии. И в течение недели обсуждение санкций быстро набрало обороты, в частности, персональных санкций против лиц, которые причастны к фальсификации результатов выборов и насилию. Мы не знаем, насколько обширным будет возможный санкционный список ЕС. Однако, я думаю, что санкции не окажут немедленного влияния на ситуацию в Беларуси. Они будут важным сигналом солидарности белорусскому обществу и пострадавшим, но они не повлияют на ситуацию и дальнейший ход политической динамики в стране немедленно. Санкции обычно эффективны в более долгосрочной перспективе. Поэтому, я думаю, что ЕС не должен рассматривать только санкции как ответную реакцию. Евросоюзу необходимо рассмотреть ряд мер, которые также напрямую помогут разрешить нынешнюю ситуацию. Одной из них, на мой взгляд, должно быть как минимум предложение посреднической помощи в урегулировании ситуации в Беларуси, для разрешения конфликта и противостояния между нынешним правительством и обществом (ЕС достигло соглашение о предложении создания посреднической миссии — Ред.). Это может быть организовано в различных форматах, например, создав группу высокопоставленных политиков ЕС, или круглый стол под эгидой ОБСЕ. Есть целый ряд идей, как это можно было бы организовать. Но я думаю, что это предложение, от которого Лукашенко откажется.

Тем не менее, эта мера станет важным сигналом для белорусского общества, продемонстрировав, что у него есть поддержка, солидарность и понимание со стороны ЕС, и что из ситуации нужно найти выход на основе переговоров. Другой срочной мерой ЕС должен стать пакет гуманитарной помощи. Только за последнюю неделю мы видели 7000 арестов. Людей подвергали пыткам, психологическому давлению, их держали в ужасных условиях. Необходима гуманитарная помощь жертвам репрессий режима, которая должна включать в себя медицинскую помощь, психологическую, а в некоторых случаях и материальную поддержку. Некоторым людям также может потребоваться покинуть Беларусь, чтобы находиться для реабилитации в безопасном месте.

Очевидно, что большое количество людей, которые не были освобождены сегодня, будут преданы или уже преданы суду. Им нужна юридическая помощь. Нужно оплатить штрафы. Необходимо уменьшить человеческие страдания и потери, которые белорусы несут перед лицом жестокости полиции.

В. Е.: Существует мнение, что страны Запада не должны признавать легитимность Лукашенко. Мера по организации переговоров между нынешними властями Беларуси и обществом не легитимизует его власть?

Й. Ф.: Я думаю, что сейчас в первую очередь речь должна идти не о тонких вопросах того, насколько нелегитимным или нелегитимным президентом является Лукашенко. На данный момент самым важным является недопущение дальнейшей эскалации ситуации, продолжения насилия со стороны полиции и страданий населения. Если для это потребуется прямой контакт, а затем предложение посреднической помощи, и даже предложение безопасного исхода для самого Александра Лукашенко, то, я думаю, что это та цена, которую мы должны заплатить. Те действия, которые сейчас помогут сохранению жизни белорусов, будут правильными. Общество Беларуси сейчас превыше всего.

В. Е.: До сих пор со стороны США мы видели ряд заявлений, высказывающих озабоченность ситуацией в Беларуси. Какой, по вашему мнению, должна быть реакция Вашингтона?

Й. Ф.: Я думаю, что Вашингтон очень медленно отреагировал на ситуацию в Беларуси. Здесь Европа явно опережала Соединенные Штаты. Последние заявления, сделанные различными ведомствами правительства США, безусловно, были необходимы. Я хотел бы надеяться, что США в этом вопросе больше приблизится к ЕС, который обсуждает целый ряд ответных инициатив. Так что, с точки зрения немедленного осуждения и обсуждения конкретных ответных мер Европейский Союз опережает Соединенные Штаты. Безусловно, любое решение, которое Европейский Союз примет в ближайшее время, при присоединении к нему Соединенных Штатов придаст ему больший вес. Это будет ответом Запада в целом, а не только Европы.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Йорг Форбриг: конец режима Лукашенко близок», опубликованной VOA News и находящейся в общественном достоянии (анг., рус.). Автор: Валерия Егисман (Valeria Jegisman).
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.