«В Сергиевом Посаде воровали стариков и продавали в Москву»: истории людей, попавших в рабство в Подмосковье

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

17 января 2020 года

Принудительное попрошайничество — одна из самых распространенных форм современного рабства. Занимаются этим целые национальные и даже международные преступные сети. Вербуют будущих попрошаек еще на родине, как правило, в отдаленных регионах России или странах СНГ. Знакомятся, входят в доверие, сопровождают до места… и превращают в рабов, отбирая документы и запугивая расправой. В России, помимо правоохранительных органов, проблемой современного рабства активно занимается волонтерское движение «Альтернатива». Мы поговорили с главным экспертом по противодействию торговле людьми объединения Верой Грачевой и узнали, как борются с этой «мафией» в Подмосковье.

История № 1

Житель Одесской области Алексей Микличенко посещал Россию неоднократно. В основном занимался мелкой торговлей. Во время очередной поездки в конце прошлого года Сергей познакомился с людьми, которые обещали ему хороший заработок, а на деле поселили мужчину в барак на окраине Химок, дали в руки стаканчик, бутафорскую палочку для ходьбы и даже собаку и заставили попрошайничать.

— Документы у меня отобрали. Я просто растерялся. Ходил попрошайничал, пока однажды на станции метро «Октябрьское Поле» ко мне не подошла девушка и не спросила, по своей ли воле я здесь.

Через некоторое время по сигналу от девушки на место приехали волонтеры, узнали, где Сергей живет. Тот барак в Химках оказался полон цыган. На удивление, документы Микличенко они отдали быстро, при первой же угрозе обращения в полицию. Сергей уехал домой. Он пробыл в рабстве месяц.

НАЧАЛА С ОБСЕ

Вера Грачева о мире современного рабовладельчества знает не понаслышке. Она десять лет проработала в Секретариате ОБСЕ, в Бюро Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми в Вене. Уже тогда она помогала движению «Альтернатива», созданному в Москве в 2011 году, чем могла. Знакомила со специалистами, давала советы, присылала специальную литературу. В 2015 году вернулась в Москву и уже начала работать сама.

— Современное рабство — это всемирная проблема, и нет страны, которая обладала бы иммунитетом. Но, к сожалению, в России пока не привлекают должного внимания к этой проблеме. Такие дела часто переквалифицируются на другие статьи Уголовного кодекса, потому что это исключительно латентное преступление, собрать доказательную базу трудно, и такой псевдовыход из ситуации отражается на статистике, искажая реальную картину. «Альтернатива» как раз создана, чтобы исправить эту ситуацию, — пояснила Грачева.

История № 2

Елена (имя изменено. — Прим. ред.) приехала в Подмосковье с Украины тоже на заработки. Ей обещали место на рынке с зарплатой 10 тыс. руб., проживанием и питанием. На деле женщину поселили в Малаховке у молдавских цыган и заставили попрошайничать. Женщина попросила вернуть паспорт, но услышала, что за нее заплачено 750 долл. и она должна их отработать. Редкий случай — Елене удалось сбежать самой. Она попала в приют. Его сотрудники уже сообщили о ней волонтерам.

— Заявление в полицию писать на тех людей я не буду. Боюсь возмездия, — говорит Елена.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ФОРМА НЕСВОБОДЫ

Последние случаи, где волонтерам «Альтернативы» удалось зафиксировать места проживания современных рабов, были в Люберцах, Балашихе и Красково. Помимо попрошайничества, людей там принуждали к распространению наркотиков или воровству.

По словам Грачевой, были в области зафиксированы даже случаи торговли людьми.

— Несколько лет назад в Сергиевом Посаде пропадали старики. Просто исчезали. А потом оказалось, что их продавали в Москву в рабство, где они попрошайничали, — отмечает Грачева.

В целом, по словам эксперта, самые уязвимые для работорговли группы населения — дети, старики и люди с различными видами зависимости — наркотической или алкогольной. Но в целом спектр людей, подверженных риску порабощения, чрезвычайно широк — это безработные или люди с очень низким заработком, люди с инвалидностью, дети — выпускники детских домов и интернатов, трудовые мигранты — таких людей миллионы в нашей стране, и преступники этим пользуются.

При этом цены на людей на черном рынке в основном зависят от возраста, пола, состояния здоровья и, разумеется, спроса. Начинаться они могут всего с 10 тыс. руб. Все деньги жертва потом должна будет отработать.

История № 3

Оксане из ближнего зарубежья полгода назад предложили работу няней в Подмосковье. По приезде семья работодателей отобрала у женщины паспорт и мобильный телефон. Ее отвезли в пос. Красково. В квартире проживали еще несколько женщин. Оксану вместе с ними заставляли попрошайничать в районе Сокольников, с раннего утра до 8—9 часов вечера. Как говорит женщина, убежать она даже не пыталась. Ей пригрозили, что убьют ее сына. За полгода Оксане три раза становилось плохо на «точке» или в квартире. Она попадала в больницу в Красково, и каждый раз ее фактически похищали хозяева, вплоть до того, что заставляли медперсонал выдергивать дренажные трубки из тела пациентки. На этот раз Оксана попала в больницу по скорой помощи примерно неделю тому назад — ее вызвал сотрудник метрополитена, увидевший, что женщине стало плохо. Оказавшись в палате, она рассказала о своей судьбе соседке, а та уже сообщила волонтерам. Конец у этой истории печальный. Пострадавшая скончалась в больнице, не дождавшись правосудия.

ПОКУШЕНИЕ НА ОСНОВАТЕЛЯ

— Опасно ли заниматься спасением людей из рабства? Случаются и угрозы, и покушения, — говорит Грачева. — В прошлом году на основателя «Альтернативы» Олега Мельникова было совершено нападение, Олег получил несколько ударов острым предметом в спину, причем было понятно, что преступник его ждал. К счастью, все обошлось. Но в целом угрозы поступают не часто, и знаете почему? Преступники понимают, сколько бы мы ни освободили людей, они завербуют новых. Так будет, пока преступления остаются безнаказанными.

— Отрицать то, что такое явление в Подмосковье, как торговля людьми и принуждение их к труду, отсутствует, неправомерно. Может, сегодня оно носит не такой массовый характер, как 5—7 лет назад, но все-­таки еще ведется борьба во всех направлениях против современного рабства. Тем не менее мы сталкиваемся иногда с такими вещами. Мы регулярно проводим мониторинг и стараемся находиться в контакте с силовыми органами по этим вопросам, — заключил заместитель председателя Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Николай Черкасов.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи ««В Сергиевом Посаде воровали стариков и продавали в Москву»: истории людей, попавших в рабство в Подмосковье», автор: Екатерина Свинова, опубликованной интернет-портала «Подмосковье сегодня» (mosregtoday.ru) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.