«Не беспокойтесь, будет труп – приедем, опишем»: почему жертв домашнего насилия не защищают

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

6 ноября 2018 года

Количество пострадавших от домашнего насилия растёт с каждым днём. И с этой проблемой может столкнуться каждый. У кого можно попросить помощи, чтобы спасти своё здоровье и жизнь? К чему привлекла декриминализация побоев в России? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Директор Национального центра по предотвращению насилия «АННА», эксперт социальной программы Avon «Скажем «нет» домашнему насилию» в России Марина Писклакова-Паркер: «Под домашним насилием в обществе принято понимать в первую очередь физическое насилие, оно же рукоприкладство. Это один из самых распространённых типов насилия в семье: по данным нашего кризисного центра, каждую третью россиянку бьёт муж или партнёр. К физическому насилию относятся не только побои, но и удерживание, удушение, причинение ожогов и другие способы нанесения телесных повреждений, вплоть до убийства. Однако существуют и другие виды домашнего насилия: сексуальное, психологическое и экономическое».

Психологическое насилие — это систематические оскорбления, шантаж, угрозы, манипулирование, использование детей как заложников, угрозы им навредить. Экономическое — это лишение одного из партнёров финансовой свободы — от утаивания доходов до ситуаций, в которых один партнёр полностью забирает зарплату другого и не позволяет ему участвовать в принятии финансовых решений. Проблема в том, что физическое или сексуальное насилие возможно доказать и они являются преступлениями, а экономическое и психологическое — нет. Нередки случаи, когда один из партнёров применяет все виды насилия одновременно.

Почему, упоминая о домашнем насилии, говорят только о жертвах-женщинах?

От видов насилия, которые возможно выявить (то есть физического и сексуального), в основном страдают женщины. По данным МВД, за январь-сентябрь 2016 года зарегистрировано 14 213 преступлений по статье «Побои» в сфере семейно-бытовых отношений. Из этих 14 тысяч 9213 — женщины, 4947 — дети. Статистика МВД за 2013 год сообщает: в 91,6% случаев жертвы этого явления — тоже женщины. Таким образом, насилию в семье подвергаются и мужчины примерно в 8% случаев.

«Мужское насилие чаще всего несёт практическую цель или экспрессивную. Женщины чаще прибегают к физическому насилию, когда чувствуют себя загнанными в угол и отчаялись предотвратить дальнейшие истязания. Крайне редко насилие со стороны женщин бывает систематическим, целенаправленным, постоянным», — объясняет кандидат психологических наук и основательница петербургского кризисного центра для женщин «ИНГО» Наталия Ходырева.

Как государство решает проблему?

В нашей стране не используется термин «домашнее насилие» в рамках уголовного и административного кодекса. Но цифры показывают обратное: только по приблизительным оценкам Министерства внутренних дел РФ в России насилию со стороны партнёра ежегодно подвергаются 600 тысяч женщин. При этом 40% всех насильственных преступлений или убийств в России совершаются дома.

«У нас нет комплексного подхода к решению проблемы домашнего насилия, лишь недавно государство признало, что она существует. На сегодняшний день государство не способно удовлетворить социальный запрос, который поступает от жертв. Это запрос на оказание необходимой юридической и психологической помощи», — заявил адвокат Московской адвокатской палаты Алексей Паршин.

В ноябре 2016 года группа законодателей от «Единой России» и сенаторов, в частности депутаты Ольга Баталина и Ольга Окунева, члены Совета Федерации Елена Мизулина и Ольга Ковитиди, внесли законопроект о декриминализации побоев в семье.

7 февраля 2017 года Владимир Путин подписал закон, по которому за синяки и ушибы, нанесённые близким родственникам впервые, предусмотрено административное наказание, а не уголовное. Депутаты посчитали, что эти меры позволят сохранить семью и перевоспитать насильника.

Психологи уже давно выявили, что побои в семье — преступление серийное. Если человек ударил раз, то, скорее всего, будет бить регулярно, возможно, годами. Агрессия становится нормой в отношениях. Специфика преступления осложняется ещё и тем, что жертву и насильника связывают общий дом, ипотека, дети. Закон не учитывает психологический аспект проблемы.

Какой эффект от декриминализации?

Отмена уголовного наказания за первый эпизод побоев в отношении близкого родственника привела к возникновению дополнительных серьёзных проблем с доступностью правосудия и защиты для переживших домашнее насилие.

Глава Думского комитета по делам семьи Тамара Плетнева признаёт, что с принятием этого закона ситуация с насилием в семьях усугубилась. Так, в 2014 году кризисный центр для женщин «Анна» принял восемь тысяч звонков, а в 2017 году — уже 26 тысяч.

Через год после принятия поправок, в мае 2018 года, о росте семейного насилия заявил председатель СКР Александр Бастрыкин, отметив, что ведомство выступало против декриминализации.

Подавляющее большинство осуждённых в 2017 году — свыше 90 тысяч — были не арестованы, а оштрафованы. Получается, что наказание несёт не насильник, а вся семья, ведь платят штраф из общего бюджета. В чём тогда смысл? Как это может помочь жертве насилия и воспитать тирана?

Доводить дела о семейном насилии до суда стало ещё сложнее, рассказали Human Rights Watch опрошенные юристы. Так, в большинстве задокументированных правозащитниками случаев полицейские реагируют на сообщения о домашнем насилии с пренебрежением, пока дело не дойдёт до убийства или серьёзных увечий.

Вспомним нашумевшую историю жительницы подмосковного Серпухова Маргариты Грачёвой, которой ревнивый муж отрубил руки 11 декабря 2017 года. За месяц до случившегося обвиняемый уже похищал жену, вывозил в лес и угрожал убийством. После этого Маргарита написала на него заявление, однако ей было отказано в помощи. В результате участковый, которому жаловалась девушка, стал фигурантом уголовного дела по статье «Халатность». Неизвестно, был бы наказан полицейский, если бы эта история не вызывала такой резонанс благодаря СМИ.

Исключение из Уголовного кодекса наказания за первый эпизод побоев члена семьи стало серьёзным «шагом назад» в борьбе с домашним насилием в России: агрессоры стали чувствовать себя более безнаказанными, а пострадавшие практически утратили гарантии защиты; в то же время «медийный эффект» всё больше привлекает внимание к проблеме.

Как борются с домашним насилием в разных странах мира?

В настоящее время в 89 государствах имеются те или иные законодательные положения, непосредственно направленные на борьбу с насилием в семье, а в ряде стран есть также специальные статьи, касающиеся изнасилований в браке. В некоторых бывших республиках СССР — Украине, Кыргызстане, Молдове, Грузии — также уже приняты законы, направленные на борьбу с домашним насилием.

Великобритания

В соответствии с законом, принятым в Великобритании в декабре 2015 года, к домашнему насилию относят не только причинение физического вреда, но и ограничение в доступе к банковским счетам, изъятие паспорта, а также контроль аккаунтов в социальных сетях и любые виды слежки. Отныне любое из этих действий трактуется как нарушение базовых прав человека и карается сроком до пяти лет лишения свободы. Поводом к его принятию послужили результаты исследований, выявивших, что каждую неделю в Великобритании от насилия в семье погибает как минимум одна женщина.

США

В США существуют десятки служб, занимающихся проблемами домашнего насилия, и по всей стране открыты приюты и центры психологической помощи женщинам, но актуальности эта проблема не теряет. Так, согласно последним данным, каждый год в Соединенных Штатах более 1,5 тысячи женщин погибают от рук мужей или постоянных партнёров и около двух миллионов получают тяжёлые травмы.

Наказывают за семейное насилие по-разному. Если соответствующее преступление совершил гражданин США, то в зависимости от степени причиненного вреда и штата, в котором произошел инцидент, обидчику грозит лишение свободы от нескольких месяцев до трёх—пяти лет и более в серьёзных случаях. Кроме того, если вина была доказана, виновному выписывается ордер и запрещаются какие-либо контакты со своей жертвой. В том случае, если человек нарушает эти правила, ему грозит немедленный арест.

Чехия

По данным исследования, проведённого социологической компанией SocioFactor, жертвой домашнего насилия в Чехии становится каждая шестая женщина. Интересно, что в соответствии с изменениями, которые были внесены в уголовный кодекс в 2002 году, местные правоохранительные органы больше не нуждаются в согласии пострадавшего от домашнего насилия на возбуждение уголовного дела. Наказание — от одного до четырёх лет лишения свободы в зависимости от тяжести преступления.

Беларусь

В Беларуси профилактике домашнего насилия способствует вступивший в силу с 16 апреля 2014 года закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который разрешает временно выселить гражданина, совершившего насилие в семье, из общего с пострадавшим жилого помещения. Выселение на срок от трёх до 30 суток происходит во внесудебном порядке по решению правоохранительных органов. По статистике, эти меры оказались эффективными и число зарегистрированных случаев домашнего насилия заметно снизилось.

Германия

В Германии работают службы психологической поддержки и более 300 центров социальной помощи для женщин, подвергающихся насилию, или «женских домов», где социальные работники и психологи помогают им оформить документы на государственное пособие, получить юридическую консультацию, найти работу и квартиру. По данным министерства по делам семьи и молодёжи Германии, каждая четвёртая женщина в стране хотя бы раз в жизни подверглась насилию со стороны своего мужа или партнёра.

Караются такие преступления от одного до трёх лет лишения свободы за лёгкие телесные повреждения и до десяти лет в случаях нанесения тяжкого вреда здоровью. К тюремному сроку добавляется штраф, который может достигать нескольких десятков тысяч евро.

Франция

По данным полицейских отчётов, каждый год с жалобами на домашнее насилие в правоохранительные органы обращаются около 50 тысяч француженок. Каждую неделю от домашнего насилия в стране гибнет один—два человека.

Законы, касающиеся домашнего насилия, во Франции одни из самых суровых в Европе. Так, обвинённому в подобном преступлении запрещается приближаться к своему дому и предполагаемым жертвам уже с первой минуты после обращения потерпевших в полицию, независимо от того, была доказана его вина или нет. При этом под определение насилия попадает не только нанесение физического вреда, но и «издевательства путём ухудшения качества жизни, нанесение вреда психическому здоровью человека». Максимальное наказание — до трёх лет лишения свободы и штраф в размере 45 тысяч евро.

Что следовало бы предпринять для защиты пострадавших?

В первую очередь, нужна отдельная статья про домашнее насилие. «Необходимо начать с того, чтобы законодательно закрепить термин «домашнее насилие». Прописать в законе, что такое семейно-бытовое и домашнее насилие, кто такая жертва, кто такой домашний дебошир, что такое психологическое насилие и преследование», — говорит Алексей Паршин.

С проблемой нужно бороться системно: с помощью законов, психологических программ, которые бы работали на профилактику бытовых преступлений. Наказание за побои должно быть более серьёзным, чем за драку на улице, потому что последствия полученной психологической травмы несоизмеримо больше. Такого мнения придерживаются и правозащитники. Ответственность должна быть увеличена, и надо сразу дать понять насильнику, что его ждут жестокие меры наказания

Также необходимо, чтобы пострадавшие от насилия женщины получали психологическую помощь от государства.

«Побои — это следствие сильной эмоциональной поглощённости между людьми, где отсутствуют психологические границы, — объясняет психолог, преподаватель кафедры прикладной психологии и психотерапии ИППК РУДН, директор социально-психологического центра «Любовь» Елена Благова. — Американские и европейские психологи давно работают с этой проблемой на государственном уровне».

Государство должно начать заботиться не о количестве браков и борьбе с разводами, а о психическом и физическом здоровье женщин и детей, оказавшихся во власти тирана. Они должны чувствовать защиту и поддержку, а не давление со стороны насильника. Насилие в семье имеет латентный характер, что связано со стереотипами о вине жертвы. Минтруду необходимо развить сеть убежищ для пострадавших и облегчить им доступ к соцзащите, который сейчас затруднен.

Проблемы связаны не только с безнаказанностью агрессора, но и уязвимым положением жертвы, которая в России зачастую не получает охрану и реабилитацию. Кроме того, эффективная самооборона может привести к уголовному преследованию.

Также в России отсутствует институт охранных ордеров, которые могли бы обязать агрессора покинуть общее с жертвой место проживания и запретить с ней контактировать.

Что поможет жертвам насилия сейчас?

Выход один: бежать. Самую большую помощь может оказать жертва себе сама. Нужно собраться с духом и разорвать насильственные отношения. И бежать к друзьям, к родителям, куда угодно, но подальше от такого мужчины. Главное: не бояться просить помощи. Нужно подумать о себе и детях, об их благополучии и психическом здоровье. Этот шаг является самым важным и главным на пути к решению проблемы. Будет хорошо, если при себе будет запасной телефон и некоторая сумма наличных денег.

«Если вас избил муж или партнёр, стоит обратиться в полицию, зафиксировать телесные повреждения», — рекомендует адвокат Алексей Паршин.

Правозащитный проект «Зона права» 24 октября запустил федеральную «горячую линию» для жертв домашнего насилия, которые столкнулись с бездействием силовиков и чиновников. Правозащитники будут принимать сообщения о халатности полиции, а также органов опеки и попечительства. Всем позвонившим дадут рекомендации, куда обращаться, какие документы необходимо собрать для подачи заявления в следственный комитет или в суд. При наличии доказательств насилия «Зона права» может предоставить пострадавшим юридическую консультацию по делу. Полученную в ходе «горячей линии» информацию организация направит в СК и Генпрокуратуру.

Также во многих городах существуют центры помощи для жертв домашнего насилия, где оказывают психологическую, юридическую и жилищную помощь.

'Контакты' центров помощи в Щёлкове, где помогают жертвам домашнего насилия:

1. Щёлковский центр психолого-педагогической помощи населению «Янтарь»

https://vk.com/centr_yantar

Виды помощи:

Психологическое консультирование, групповые занятия, лекции и беседы, семинары.

Адрес: г. Щёлково, ул. Краснознаменская, д. 12.

8 (496) 56-6-77-02.

2. Щёлковский социально-реабилитационный центр «Семья»

https://vk.com/semiash

Виды помощи:

Предупреждение, выявление и устранение причин неблагополучия семей, социальный патронаж семей с асоциальным поведением родителей и детей, психологическая, педагогическая и юридическая помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Адрес: г. Щёлково, ул. Сиреневая, д. 5.

8 (496) 569-24-60; 8 (496) 566-39-13.

Лиана Хамзина

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи ««Не беспокойтесь, будет труп – приедем, опишем»: почему жертв домашнего насилия не защищают», опубликованной на интернет-портале In-schelkovo.ru газеты «Время» и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.