«Подмосковье сегодня» выяснило, что попадает в продажу на рынках региона, а что идет на помойку

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

9 февраля 2016 года

Мясо, зараженное опасными паразитами, несвежая, больная рыба и просто грязное молоко – все это изнанка торговой жизни, о которой мало кто задумывается. Сложно даже представить, от каких опасностей нас ежедневно оберегают ветврачи-эксперты. Действующая ветеринарная лаборатория на любом рынке – гарантия вкусного обеда без последствий. Ветврач всегда все про всех знает, поэтому именно к такому специалисту мы решили обратиться. Для того чтобы раскрыть секреты торговли мясной продукцией, мы отправились на обновленную Мытищинскую ярмарку.

Путь к качеству

Яркое здание ярмарки сразу бросается в глаза. Внутри – чистота и порядок, единый стиль присутствует и в оформлении витрин, и в одежде продавцов. Таким рынок стал полтора года назад, пережив капитальную реконструкцию.

Благодаря указателям быстро находим ветлабораторию, которая занимает не скромный уголок в подсобке, а целых шесть отделений. Причем начинается лаборатория с «черного хода» – с входных дверей, приспособленных для разгрузки товара. Это единственные двери на рынке, через которые сюда завозится продукция. Все партии свинины, говядины, кур, молока, фруктов и овощей, прежде чем попасть на прилавок, попадают в руки эксперта. Так и должно быть.

– Наши двери практически не закрываются с 6.30 до 18.30 ежедневно, кроме 1 и 2 января, – рассказывает Вера Новикова, заведующая государственной лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы.

Вкусная проверка

В лабораторию выгружают партию домашних кур. Раскладывают их на железный стол. Рядом с каждой выкладываются потроха – печень, сердце, желудок. Это доставили из Кабардино-Балкарии 150 куриных тушек. В основном документе, ветеринарном свидетельстве, указано не только происхождение кур, но и то, что их реализация возможна только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ). В этом нам и предстоит поучаствовать.

Вера Николаевна осматривает каждую курочку – чтобы не было затхлого запаха, проверяет внутренности.

– Если бы у курицы был туберкулез, на ее печени были бы белые пятна, другие болезни отразились бы на сердце, – поясняет эксперт.

В результате оказалось, что товар в порядке, но одна тушка все-таки отправилась под нож – с нее срезали часть мяса, которое пошло в бульон.

– Цвет и прозрачность бульона – один из ключевых показателей, по которому определяется качество мяса, – делится профессиональными хитростями Вера Николаевна.

Куриную грудку отнесли в другое отделение, из которого вскоре послышался дурманящий запах, но совершенно не связанный с реактивами и химикатами. Запахло натуральным куриным супом. Дело в том, что эксперт измельчила филе птицы с помощью мясорубки и сварила полученный фарш в специальной колбе. Бульон получился аппетитный, цвет и аромат не вызвали сомнений, а из-за несвежего мяса в колбе образовались бы хлопья и даже желеобразный осадок.

В финале ветврач-эксперт, подтверждая безопасность куриной партии, ставит на бедрышке каждой курицы малое овальное клеймо. На нем написано: Госветнадзор и Российская Федерация, а в середине три пары цифр: 32 (что означает субъект – Московскую область), 19 (Мытищинский район) и 08 (фермерский рынок на Мытищинской ярмарке). Теперь этими курами можно торговать на рынке, и тушки отправляются к своему хозяину, Гамлету, который во время экспертизы присматривал за ними на расстоянии.

Безопасность – вот в чем вопрос

– Я торгую не только курами, но и говядиной, бараниной, свининой. Весь этот товар ежедневно проверяют в лаборатории. У меня проверенные поставщики, с которыми я работаю уже четыре года, и за все это время мою продукцию ни разу не забраковали, – не углубляясь в философию, поведал Гамлет.

Тут на главной сцене ветлаборатории появляется большая и чистая тележка, на которой лежат тушка барана и четвертина говядины. На этот раз Гамлет привез мясо промышленной выработки, клейменое. Поэтому товар просто осматривают и проверяют на соответствие документам, если же возникают сомнения, проводятся дополнительные исследования.

Между тем Новикова демонстрирует дополнительные способы проверки качества мясной продукции. Она безошибочно попадает ножом и вскрывает на бараньей тушке предлопаточный лимфатический узел.

– Если бы он был увеличен, то вполне вероятно, что баран болел инфекционным заболеванием, опасным для человека, – предостерегает эксперт.

Затем она также проверяет лимфатический узел коленной складки, он серый, не увеличенный, что тоже очень хорошо. Осмотр почек и серозных оболочек показывает, что с бараниной, прибывшей из Дагестана, все в порядке.

На четвертине говядины проставлены не просто клейма, а еврознаки. Это значит, что мясо поступило из государства Таможенного союза, в нашем случае – из Белоруссии. В ветеринарном сертификате, напоминающем свидетельство о рождении, указано, что 42 четвертины говядины общим весом 2288 кг приехали к нам из г. Столбцы с мясоконсервного комбината.

Ничего не вызывает сомнения в доброкачественности мяса, но ветврач все же делает надрезы лимфатических узлов. А заодно показывает нам, где находится самая нежная и вкусная часть говядины – пояснично-подвздошная мышца. Помимо этого, она проводит еще термометрию мяса – погружает в мясо электронный термометр.

– Внутренняя температура +4 градуса. Если бы она оказалась 6-8 градусов, мясо сложно было бы назвать охлажденным, и встал бы вопрос о проведении дополнительных исследований, – рассказала Вера Николаевна. Затем эксперт провела дозиметрию и радиометрию – радиоактивный фон тоже оказался в норме.

Черви вне закона

Гамлет наконец-то отправляется торговать проверенными продуктами, а мы переходим в сердце лаборатории – отдел лабораторных исследований продуктов животного происхождения. Именно здесь варилась куриная грудка, а сейчас проверяется молоко, поступившее от частного производителя Сергиево-Посадского района. Фермер привезла на рынок 22 кг молока, сметаны и творога. В ветсвидетельстве, выданном Сергиево-Посадской станцией по борьбе с болезнями животных, подтверждается, что продукция хозяйства проверена на лейкоз, бруцеллез, туберкулез. Коровы прошли вакцинацию от ящура и сибирской язвы, но продукция все равно допускается к реализации только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке.

Молоко после кипячения пробуют на вкус, измеряют кислотность, плотность, содержание жира, проверяют на механическую загрязненность, наличие воды и бактерий, а также оценивают на радиацию. Если в чем-то появляются сомнения, назначаются дополнительные исследования. В результате лаборатория выдает заключение – разрешена или не разрешена реализация этой продукции.

В углу лаборатории – стеклянный шкаф. В нем трофеи – когда-либо найденные, извлеченные и не допущенные в пищу паразиты. В баночках заспиртованные глисты судака, карпа, амура. Вот колба с эхинококком, добытым из печени свиньи. Тут же самый опасный для человека червь – бычий цепень, который вызывает финноз крупного рогатого скота. А вот карп, пораженный краснухой. Становится как-то не по себе, когда видишь, что могло бы присутствовать в рационе человека, если бы ветеринары не пресекали товарооборот зараженными продуктами.

Условная годность

Кстати, а что происходит, когда в мясе вдруг обнаруживают личинки бычьего цепня, например? Вера Николаевна тут же достает папку – в ней собрана полная документация по всем финнозным случаям за прошлый год.

– У ветеринарных врачей вызывает сомнения порядка 7-8% поступающей продукции, – пояснила она. – Все сомнительное мясо дополнительно исследуется в областной ветлаборатории с обязательными протоколами и актами. Если диагноз подтверждается и в мясе обнаруживают небольшое количество личинок, то оно отправляется на промпереработку, а если личинок много – то на утилизацию.

Заботится о дальнейшей судьбе зараженного мяса сам хозяин, ищет перерабатывающее предприятие или везет его сжигать на ветстанцию. Ветеринарный инспектор его только сопровождает. Сбежать и перепродать зараженное мясо сложно – это уголовно наказуемое деяние быстро вскрывается и вряд ли такой торговец сможет потом опять оказаться на рынке.

Перерабатывается финнозное мясо тоже под ветеринарным контролем в отдельном цехе и на отдельном столе. Практически все колбасные предприятия региона имеют цеха по переработке такого условно годного мяса.

Выход в торговые ряды

После согласований с администрацией рынка и под бдительным присмотром охранника выходим в торговый зал.

– В последнее время люди стали меньше покупать домашнее мясо. На рынке представлены в основном промышленные производители – белорусская, ростовская, кабардино-балкарская говядина, белгородская свинина. Домашней свининой из Челобитьева Мытищинского района торгуют только на одной точке. А ведь были времена, когда продукция на этом рынке вся была из малых хозяйств, – рассказывает на ходу Новикова.

Наше появление вызывает среди продавцов бурные эмоции – Веру Николаевну все активно приветствуют, и она знает по именам всех продавцов, ведь в ее обязанности входит еще и ежедневный обход их рабочих мест.

– Ну-ка, Андрюша, расскажи, как ты проводишь санобработку своего торгового места? – спрашивает заведующая ветлабораторией владельца первого на нашем пути прилавка.

Андрюша, хозяин рыбной продукции, рассказывает, что каждый понедельник здесь – день генеральной уборки, рынок закрывается на два часа раньше и дезинфицируется. Предприниматель показал дезраствор, отдельные весы для копченой и сырой рыбы. В прикрепленном на его холодильнике кармашке висят ветеринарно-санитарные экспертизы на все партии реализуемой им продукции. Кстати, они находятся на самом видном месте у всех продавцов – это очень приятная и правильная отличительная особенность этого рынка.

Перед мясным прилавком небольшая очередь. Житель Мытищ Сергей пришел на рынок с целым списком.

– Я всегда прихожу сюда за покупками, сегодня в моем списке мясо, овощи и рыба. Ветеринарных документов у продавцов я никогда не спрашиваю, доверяю, да и не было причины для сомнений – качество никогда не подводило, – улыбается постоянный покупатель.

Продавец мяса на секунду отрывается от своего постоянного покупателя, чтобы продемонстрировать нам идеально чистый разрубочный стул. Деревянная колода, обхваченная железным обручем, каждый вечер отмывается и засыпается на ночь солью.

Словоохотливый Гурген, хозяин фруктово-овощной горы изобилия, с удовольствием отвечает на все наши вопросы.

– Каждое утро я со своей продукцией прохожу ветсанэкспертизу. Хорошо помню, что за все время единственный раз были не допущены к продаже зеленые помидоры из-за повышенного содержания нитратов. У нас все завозят товар через лабораторию. На рынке везде стоят камеры, поэтому схитрить никому не удастся. Да и нам изворачиваться тоже не выгодно, ведь клиент дороже – если он отравится, то больше не придет, – уверяет Гурген.

Покупатели документов на продукцию у него тоже никогда не требовали. Только 2-3 постоянных покупателя приходят со своими нитрат-тестерами.

А вот Новикова относится скептически к разрекламированному прибору. Она показала нам настоящий нитратомер и продемонстрировала весь небыстрый процесс определения нитратов: как режется овощ, в какой пропорции он соединяется с раствором алюмокалиевых квасцов, ставится на магнитную мешалку, помещается в пробирку измерительный электрод, как все это калибруется и происходит измерение. Покупателей со своими карманными нитратомерами она считает просто «приколистами».

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи ««Подмосковье сегодня» выяснило, что попадает в продажу на рынках региона, а что идет на помойку», опубликованной интернет-портала «Подмосковье сегодня» (mosregtoday.ru) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.