Адвокаты бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина опротестовали приговор суда
31 мая 2004 года
Адвокаты Михаила Трепашкина опротестовали приговор суда, признавшего бывшего полковника ФСБ виновным в разглашении гостайны, сообщил один из адвокатов Трепашкина Валерий Глушенков.
«Мы подали в военную коллегию Верховного суда РФ кассационную жалобу, в которой просим вышестоящую инстанцию оправдать нашего подзащитного», - сказал адвокат.
Дата судебных слушаний пока не назначена, сообщает РИА «Новости».
- Заявление Трепашкина: Суд в России пристрастен, а приговоры необоснованны
19 мая Московский окружной военный суд приговорил бывшего полковника ФСБ Михаила Трепашкина к четырем годам лишения свободы. Суд признал его виновным в разглашении гостайны без признаков госизмены ( ст. 283 (Архивная копия от 7 июня 2021 на Wayback Machine) УК РФ), а также в незаконном хранении боеприпасов ( ч. 1 ст. 222 (Архивная копия от 7 июня 2021 на Wayback Machine) УК РФ).
По решению суда, отбывать наказание Михаил Трепашкин будет в колонии-поселении. Срок отбытия наказания суд постановил исчислять с момента задержания подсудимого 1 декабря 2003 года.
Суд не счел необходимым лишить Трепашкина права занимать определенные должности или заниматься каким-либо видом деятельности, а также не стал накладывать штраф.
Что касается обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями, то суд переквалифицировал действия Трепашкина с ч. 3 ст. 285 (Архивная копия от 7 июня 2021 на Wayback Machine) УК РФ на ч. 1 этой статьи и прекратил дело за истечением срока давности.
Сам Михаил Трепашкин считает свое дело «заказным». Он уверен, что причиной возбуждения в отношении него нескольких уголовных дел стало его участие в работе общественной комиссии, возглавляемой депутатом Госдумы Сергеем Ковалевым, по фактам взрывов жилых домов в Москве и в Волгодонске.
Защита в ходе прений настаивала на полном оправдании Трепашкина, заявив о необоснованности предъявленных ему обвинений. В частности, как пояснили представители защиты, их подзащитный обвиняется в разглашении гостайны за то, что передал некий документ другому бывшему сотруднику ФСБ.
Адвокаты утверждают, что в этом документе содержались данные об одном из лиц, способствовавших захвату заложников на мюзикле «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 года. По словам защитников, Трепашкин хотел, чтобы его знакомый через свои контакты довел эту информацию до ФСБ.
Кроме того, злоупотребление должностными полномочиями инкриминируется Трепашкину за то, что, работая в КГБ СССР, он ксерокопировал и хранил дома ряд документов. По мнению следствия, в этих документах содержались сведения об оперативно-розыскной деятельности, которые были впоследствии засекречены законом об оперативно-розыскной деятельности.
Между тем, отмечают адвокаты, этот закон был принят уже после того, как КГБ СССР был трансформирован в ФСБ, и не может иметь обратной силы.
По версии обвинения, проходя с 1984 по 1997 год службу в органах безопасности КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. В ходе обыска дома у Трепашкина были изъяты следственные материалы КГБ СССР, министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ как в письменной форме, так и на дискетах и в компьютере.
Секретная экспертиза признала около 30 документов, в частности протоколы следственных действий по делам 1997 года, расследованием которых занимался Трепашкин.
Разглашением сведений, составляющих гостайну, следствие считает передачу Трепашкиным своему бывшему коллеге - полковнику ФСБ Виктору Шебалину - материалов сводок прослушивания телефонных переговоров членов гольяновской ОПГ (в них, по мнению следствия, содержались данные о методах работы ФСБ).
При обыске в квартире Трепашкина были также обнаружены около двух десятков патронов. Подсудимый не признает своей вины и заявляет, что дело в отношении него было сфабриковано. Судебный процесс начался в начале декабря 2003 года.
Кроме того, в отношении Трепашкина прокуратурой города Дмитрова было возбуждено второе уголовное дело по факту незаконного приобретения и хранения боеприпасов и огнестрельного оружия - пистолета. Оружие было обнаружено сотрудниками ДПС ГУВД Московской области в машине Трепашкина 22 октября 2003 года. В связи с этим полковник запаса был задержан и впоследствии заключен под стражу с санкции Дмитровского городского суда. Трепашкин утверждает, что пистолет ему подбросили.
Михаил Трепашкин известен благодаря своему участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его товарищи заявили, что по приказу руководства ФСБ участвовали в заговоре с целью убийства Бориса Березовского. Александр Литвиненко и отставной майор ФСБ Андрей Понькин, задержанный в Лондоне, раньше служили в Управлении по разработке и пресечению деятельности преступных объединений (УРПО) ФСБ.
В 1998 году подполковник Александр Литвиненко, полковник Виктор Шебалин, майор Андрей Понькин, майор Герман Щеглов и старший лейтенант Константин Латышонок публично заявили, что их руководство поручило им убийство тогдашнего заместителя секретаря Совбеза России Бориса Березовского. Кроме того, им приказали захватить в заложники с целью получения выкупа брата гендиректора СП «Интурист Радамер - гостиница и деловой центр» Умара Джабраилова и проломить голову подполковнику ФСБ Михаилу Трепашкину, выигравшему суд у тогдашнего директора ФСБ Николая Ковалева. После этого все офицеры были уволены из контрразведки.
Напомним, что Михаил Трепашкин в 2002 году был адвокатом бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, который в данный момент находится в Лондоне.
Трепашкин также был связан с общественной комиссией по расследованию взрывов 1999 года и учений в Рязани: по поручению комиссии он проверял показания основного подозреваемого во взрывах Ачемеза Гочияева.
За несколько дней до своего ареста Трепашкин дал интервью «Московским новостям» (Архивная копия от 13 февраля 2008 на Wayback Machine). Бывший чекист, а теперь адвокат Михаил Трепашкин заявил, что ФСБ подделала фоторобот организатора взрыва на улице Гурьянова. Трепашкин был источником информации, которая могла радикально изменить весь ход следствия по делу о взрыве жилого дома.
Трепашкин представлял интересы Татьяны Морозовой, потерпевшей по делу о взрывах жилых домов в Москве.
Источники
[править]Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.
Комментарии[править]
Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.
Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.
Несколько советов по оформлению реплик:
- Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
- Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
- Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
- Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.
Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.