Анна Данилова: «Я не боюсь поддержать»
8 июля 2016 года
Анна Данилова, мнение:
Главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова комментирует флешмоб в социальных сетях, посвященный рассказам о случаях насилия, отмечая, что смысл этой акции состоит не в облегчении психологического состояния людей, а в том, чтобы осознать масштаб проблемы.
«Если вы еще не читали эти истории, то объясню, что женщины - сначала Украины (#яНеБоюсьСказати), потом - России (#Янебоюсьсказать) и других стран - стали открыто писать о случаях сексуального домогательства в своей жизни. Открыто говорят то, о чем молчали многие годы, что вытеснилось из сознания и ужасом поселилось в подсознании.
Липкие руки в транспорте, эксгибиционисты у дома, ближайшие друзья семьи, интеллигентные парни, душащие в парке, друзья подруг, двоюродные братья... Независимо от возраста (первые воспоминания в этих историях - пять-шесть лет), от степени опасности (прикосновения, угрозы, изнасилования и многолетнее насилие), от состояния (7-8-й месяц беременности тоже не защита), одежды и времени суток.
Масштаб поражает: оказалось, что такая история есть практически у каждой женщины. Это приводит в совершеннейший ужас.
Казалось бы, читать это можно, только сдерживая слезы и с огромным желанием обнять человека. Но нет. Находятся те, кто пишут это вечное «сама-дура-виновата» и нечего было ходить одной вечером – оставаться с дядей одной в комнате – носить юбку – не учиться технике самообороны – причесывать волосы и так далее. Те, кто так пишут, тем самым защищают насильников, оправдывая их. Я видела такие комментарии и от мужчин, и от женщин.
В некоторых подзамках такие истории про себя пишут и мужчины, которых тоже припирали к стенке, душили, и тоже это происходило в разном возрасте – от раннего детства.
Флешмоб этот не облегчит психологическое состояние людей, наоборот, разбередит старые раны и задвинутые в глубину сознания кошмары. Но смысл его не в массовой психотерапии, а в том, чтобы мы увидели масштаб. Что практически каждая. Что если у вас есть дочь, то ее риск примерно 100 к 1.
Но под тегами #яНеБоюсьСказати и #Янебоюсьсказать можно найти рассказы женщин о том, как им повезло ни разу в жизни не столкнуться с насилием. Это тоже нездоровая формулировка. Не «повезло», нет. Это нормально, так и должно быть, это правильно – не встречаться с насилием. А обратное – то, что многим девочкам на пути встретились жестокие, больные люди – восприниматься как страшное, возмутительное, недопустимое исключение. К сожалению, оказалось, что этих исключений очень и очень много.
В нашем публичном пространстве очень много рассуждают о морали и нравственности. Только слова эти редко применимы к реальности и малорезультативны. А нужно говорить – с амвонов и экранов – о том, как защищать детей и как учить их говорить «нет», кричать и убегать, о том, как женщине надо уходить из дома, где ее бьет муж, о том, что делать ребенку, если его избивают дома. Боимся реакции органов опеки? Так пусть ребенок знает, что он всегда может прийти к священнику со своей бедой и найти нам настоящую поддержку и защиту, а не: «Не выдумывай глупостей».
О том, как реагировать окружающим - не бросать трубку, когда звонит ребенок и кричит «Мы тонем», как быть, когда у тебя на глазах избивают беззащитного, как говорить с полицейским, который ждет под дверью закрытой квартиры, пока там убивают человека, и как ПОДДЕРЖАТЬ человека, даже если тебе ужасно хочется сказать: «Да сама же наверняка виновата». О том, что мужчина должен охранять, оберегать, защищать.
О том, как все дети, подростки и взрослые должны уметь говорить решительное «нет» – неважно, когда тебя отправляют в заплыв после штормового предупреждения или когда велят отключить электричество в роддоме за неуплату.
Учить этому детей, прихожан, посторонних, читателей и слушателей».
«Вчерашняя френдлента рассказала о психологическим исследовании: в мужской и женской аудитории задали вопрос - как вы пробуете защитить себя от насилия? Мужчины, усмехнувшись, предположили, что надо постараться не попасть в тюрьму. Женщины с легкостью написали списки из нескольких десятков пунктов.
Об этом должно быть недопустимо и просто невозможно говорить в шутку. И никогда, никогда нельзя говорить «самавиновата». Потому что каждое самавиновата – это наше разрешение насильнику насиловать. Мы соглашаемся с тем, что изнасилование было правильным, мы даем ему разрешение на разврат и домогательства – не он же виноват, говорим мы».
[None читать оригинал]
Источники
[править]Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.
Комментарии[править]
Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.
Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.
Несколько советов по оформлению реплик:
- Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
- Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
- Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
- Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.
Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.