Рузские фарфоровых дел мастера

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

25 ноября 2016 года

«Керамическая мастерская Шевченко» — когда-то такая печать стояла на всех изделиях скульптора Александра Терентьевича Шевченко. А на Кокчетавском фарфоровом заводе почти вся выпускаемая продукция была разработана этим мастером.

Его сын Николай никогда не думал, что продолжит дело отца. В детстве он мечтал стать строителем. Но в жизни часто бывает, что нам приходится заниматься не тем, чем мы хотели. Когда после 8-го класса Коля решил освоить рабочую профессию, мать этому воспротивилась. — Отец — известный в нашем городе человек, а ты пойдешь в ПТУ?! — возмутилась она. — Не позорь семью. Коле пришлось оканчивать десятилетку. В те времена старшеклассники должны были раз в неделю осваивать какую-либо специальность в учебно-производственном комбинате. Николаю разрешили проходить практику в мастерской отца. Сначала ему было интересно: столько вокруг красивых изделий, хотелось самому смастерить что-нибудь необычное. Но оказалось, что работа керамиста довольно однообразная и утомительная. Ведь если залил форму, то надо довести дело до конца — дождаться, когда изделие подсохнет, разобрать форму, вычистить и вымыть. И даже если очень хочется пойти погулять, бросать начатое нельзя. Постепенно он втянулся, и все чаще отец не ругал его, а хвалил его.

С распадом СССР дела на Кокчетавском предприятии постепенно пришли в упадок, и семья Шевченко в 1997 году перебралась в Челябинскую область на Южноуральский фарфоровый завод. Там Николай ­успешно сдал свой первый экзамен на профессионализм. К тому времени он овладел многими секретами отца, да и сам не боялся экспериментировать. Вместе они создавали чайные и кофейные сервизы, винные наборы, фигурки знаков Зодиака, статуэтки, пепельницы, сувенирную продукцию. Страна переживала сложный период, и это производство вскоре тоже закрылось. Александр Терентьевич уехал в Нахабино, а оттуда в Тучково. Надо было как-то выживать, и он вдвоем со старшим сыном Николаем устроился в мастерскую на строительном рынке. Оказалось, что фарфоровая посуда и сувениры большим спросом не пользуются. Пришлось осваивать производство изразцов для каминов, печей, бань, фасадов зданий. И тут уже Александр Терентьевич не раз обращался за советом к сыну. — Год назад отец умер, а я перенес тяжелую операцию, — рассказывает Николай Александрович. — Пока поправлялся, производство практически остановилось. Пришлось налаживать все заново да еще рассчитываться с долгами перед заказчиками и за аренду мастерской. До сих пор до конца не расплатился. Но нет худа без добра. За этот год я привлек к работе своего старшего сына Виталия. Он после школы учился на ветеринара, потом его призвали в армию, а когда вернулся домой, стал мне помогать. Сейчас он отливает заготовки.

Наша справка

Слово «керамика» берёт своё начало в Греции: древнегреческое слово «keramos» означает «глина», а «keramike» — гончарное искусство. Под керамикой подразумевают любые глиняные изделия, подвергнутые тепловой обработке, чаще всего обжигу. Основные виды керамики: фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика.

Производство фарфора — дело довольно хлопотное. Судите сами: сначала надо сделать эскиз, потом выточить деталь на станке, обработать и снять с нее форму, затем отлить, вынуть из формы и высушить, зачистить, замыть и отправить в печку на декоративный обжиг при 600 градусах, после чего покрыть глазурью и опять обжечь в печи при температуре 1200 градусов. На готовое изделие наносят деколь (переводную печать) или расписывают вручную. На каждом этапе можно допустить ошибку, и тогда вся работа пойдет насмарку. Так что приходится быть внимательным, аккуратным, усидчивым, терпеливым. Без этих качеств не обойтись. А еще нужно иметь художественный вкус. Кстати, изделия в мастерской Шевченко расписывает выпускница Московского областного губернского колледжа Анастасия Румянцева. Ей не скучно целыми днями наносить узоры на изразцы, кружки, фигурки животных. Наоборот, процесс, когда на фарфоровой поверхности появляются замысловатые орнаменты, цветы, листья, довольно увлекательный, считает Настя. На изготовление чайного сервиза уходит около трех месяцев. В магазинах продукции Николая Шевченко не найти: он ее туда не отдает, поскольку владельцы торговых точек делают такие накрутки, что у покупателей от конечной цены глаза на лоб лезут. Так что на жизнь мастер зарабатывает в основном за счет заказов на камины, а они случаются нечасто. Николай мечтает накопить денег и купить квартиру, потому что пока он с женой и двумя детьми живет на съемной. Но как бы ни было трудно, не унывает, поскольку вместе с сыном продолжил дело своего отца. Виталий тоже этим гордится. — В мастерской отца есть возможность заняться творчеством, — говорит Шевченко-младший. — Правда, я еще только научился отливать изделия, а мне хочется вылепить что-то свое. Попробовал сделать цветок, однако он пока далек от совершенства. Но главное, что у меня есть желание, а опыт со временем придет. И еще. Я такое удовольствие получаю оттого, что заказчик доволен нашей работой! Ведь это здорово — доставлять радость людям.

Галина БЕЛОЗЕРОВА

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Рузские фарфоровых дел мастера», опубликованной на интернет-портале Inruza.ru газеты «Красное знамя» и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.