Снос старинных зданий в центре Петербурга запретят совсем

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

20 января 2012 года

Снос исторических зданий в центре Петербурга теперь будет полностью запрещен. Закс на ближайшем заседании должен будет подкорректировать закон о зонах охраны, чтобы исключить возможность для уничтожения старины. «Финита ля комедия», — радуются градозащитники.

Сегодня на сайте Законодательного собрания было опубликовано письмо прокурора Петербурга Сергея Литвиненко, в котором он требует подкорректировать закон о зонах охраны (№ 820-7). Надзорное ведомство обнаружило в нормативном акте «коррупциогенный фактор».

Здания, снесенные из-за «необратимой аварийности»:

2010 год:

— Поварской переулок, 1 (заказчик — ООО «Союзгенстрой», входящее в группу «Союз»)

2011 год:

— «Литературный дом» на Невском проспекте, 68 (заказчик — ООО «Автокомбалт», входившее в группу «Союз», а затем перешедшее в группу «ЛСР»)

— 4-я Советская улица, 9 (заказчик — ООО «Северная эстейт», которым наполовину владеет ОАО «Птицефабрика „Северная“»)

Речь касается принципиальных пунктов закона. В частности, согласно ему, в центре Петербурга снос исторических зданий (построенных до революции) в принципе запрещен, но при этом закон дает право инвестору доказать «невозможность ликвидации аварийности». То есть, если эксперты признают дом опасным для окружающих, его демонтируют.

По мнению лидера петербургского «Яблока» Максима Резника, этим пунктом пользовались многие застройщики. «Если учесть правоприменительную практику прошлой администрации, то как раз этот пункт использовался просто для того, чтобы здания убирать», — считает наш собеседник. Он напомнил, что многие здания сознательно доводились до «необратимой аварийности».

Как объяснил сегодня корреспонденту «Карповки» зампред петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов, данный пункт открывал перед девелоперами возможности стимулировать чиновников, в том числе службы строительного надзора, которые давали разрешения.

Примечательно, что некорректность данной формулировки ранее признавал и сам начальник службы строительного надзора Александр Орт. «Понятие „невозможность ликвидации аварийности“ бессмысленно с технической позиции при современном уровне развития строительных технологий. В данном случае под невозможностью может пониматься выраженная экономическая или иная нецелесообразность», — отмечал господин Орт в ответе на запрос газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Кроме того, прокурор Сергей Литвиненко попросил депутатов заксобрания обратить внимание и еще на один пункт, а именно расшифровать понятие «локальные изменения». Согласно 820-му закону, в центре Петербурга запрещается менять архитектурное решение исторических фасадов, «за исключением локальных изменений».

По словам Александра Кононова, вначале у авторов закона понимание этого словосочетания было: «Имелось в виду, что на уровне первого этажа можно менять оконные проемы на дверные, дверные на оконные, можно устанавливать козырьки, создавать приямки, крылечки». Тем не менее многие чиновники, как оказалось, по-своему трактовали понятие, чего быть не должно.

«Я не уверен, что требование прокуратуры будет воспринято депутатами с радостью», — предсказал Александр Кононов. Однако, по его словам, все предыдущие обращения надзорного ведомства, содержащие формулировку «исключение выявленного коррупциогенного фактора», парламент принимал.

Экс-депутат заксобрания Сергей Малков в комментарии корреспонденту «Карповки» высказал предположение, что исключение пункта о запрете на снос исторических зданий может привести «в градостроительный тупик». «Вот представьте, если здание действительно находится в ситуации необратимой аварийности. Что делать? Единственный вариант — сносить и воссоздавать. Или мы что, будем иметь в центре города разрушающиеся здания?» — задался вопросом господин Малков.

У него есть подозрения, что за этими изменениями могут последовать другие, которые будут направлены на облегчение сноса зданий.

Аварийность исторических зданий не должна быть причиной для их сноса, поделилась своим мнением с корреспондентом «Карповки» замгендиректора ООО «АРС» Елена Лущеко, которая провела множество историко-культурных экспертиз на территории Петербурга. И все же в крайних случаях такой вариант возможен, считает она: «Что делать, если есть опасность обрушения? Ждать, пока дом рухнет на людей? Конечно, в таких случаях нужно разбирать — а куда денешься?»

В то же время эксперт Лущеко предлагает добавить в закон о зонах охраны дополнительный пункт. По ее мнению, необходимо предусмотреть возможность индивидуального рассмотрения вопросов по каждому историческому зданию. «Бывает: да, дом исторический, но не представляет историко-культурной ценности и является диссонансом», — при таких условиях, говорит Елена Лущеко, можно и нужно сносить старинные дома, в частности, для создания скверов или объектов социальной инфраструктуры.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Снос старинных зданий в центре Петербурга запретят совсем», автор: Вадим Кузьмицкий, Дмитрий Ратников, опубликованной интернет-газетой «Канонер» (Kanoner.com) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.