Фиктивному директору Новикову с третьей попытки дали принудительные работы

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

8 июля 2023 года
Свердловский областной суд изменил уже третий обвинительный приговор фиктивному директору Сергею Новикову, который вывел около 200 миллионов рублей из сферы ЖКХ городка Красноуральск. Как следует из недавно опубликованного текста решения, Новиков получил 2,5 года принудительных работ.

Здание Свердловского областного суда

Несколько лет назад в Екатеринбурге был создана схема вывода средств из сферы ЖКХ. В ней участвовали бывший полковник ФСБ Сергей Ведищев (ранее осужден за попытку хищения ценной книги из Московского государственного университета), бывший депутат Законодательного собрания Свердловской области Павел Кияткин, брат Павла Константин, а также Сергей Новиков (водитель Ведищева).

Схема была такой. В городке Красноуральск в Свердловской области обанкротилось муниципальное унитарное предприятие, снабжавшее город теплом. Это предприятие было передано частной фирме из Екатеринбурга — ООО «ГУП Газовые сети». Руководителем этого «ГУП Газовые сети» номинально стал водитель Сергей Новиков, который получал там немалую зарплату. У Новикова высшее юридическое образование и опыт работы в бухгалтерской сфере, то есть он не является малообразованным.

Павел Кияткин из-за границы давал Новикову указания. При этом телефон Новикову для связи с Павлом приносил Константин Кияткин. Средства с потребителей за тепло собирали, но поставщикам не передавали, а выводили на счета, подконтрольные Павлу Кияткину. Новиков за свои труды получал приличную заработную плату — около 100 тысяч рублей (это много по меркам Екатеринбурга).

В конце концов следствие заинтересовалось этим делом. В отношении участников аферы возбудили уголовное дело о причинении имущественного ущерба группой лиц путем обмана или злоупотребления доверием. Сначала занялись Сергеем Новиковым — его дело рассматривал Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга три раза подряд.

Первый раз Новикову суд назначил 2,5 года лишения свободы условно. Однако Свердловский областной суд отменил приговор по формальному основанию (текст приговора не был оглашен полностью) и направил дело на пересмотр. По итогам повторного рассмотрения дела Новиков получил вновь 2,5 года лишения свободы условно, но Свердловский областной суд по жалобе представителя основного потерпевшего Антона Михайлова назначил Новикову 2,5 года колонии поселения. Представитель потерпевшего настаивал на реальном лишении свободы, так как Новиков ни копейки в счет ущерба от преступления не внес.

Второй приговор по формальным основаниям вновь отменил Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, который вновь вернул дело в районный суд. Пока шли все эти отмены, задержали Константина Кияткина, которому назначили 2,5 года колонии-поселения. Обо всех этих моментах уголовного дела писало екатеринбургское СМИ «Вечерние Ведомости».

Наконец, в феврале 2023 года Верх-Исетский районный суд вновь назначил Новикову 2,5 года колонии-поселения, но указал, что до вступления приговора в законную силу фиктивный директор останется под подпиской о невыезде. Приговор был обжалован защитой. Потерпевших приговор устроил.

7 июня 2023 года (текст решения был опубликован недавно) Свердловский областной суд неожиданно проявил «гуманность» и изменил приговор — вместо лишения свободы Новикову были назначены принудительные работы сроком на 2,5 года с удержанием в доход государства 5 % от заработка. Причиной стало то, что Новиков совершил преступление в связи с предпринимательской деятельностью.

Вот как это смягчение было мотивировано Свердловским областным судом:

«Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 года № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», при назначении наказания лицам, виновным в совершении данной категории преступлений, судам необходимо обсуждать возможность назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление.

Новиков С.В. впервые привлечен к уголовной ответственности. Из материалов уголовного дела следует, что в результате совершения Новиковым С.В. преступления материальный ущерб причинен субъектам предпринимательской деятельности - юридическим лицам, в процессе осуществления указанной деятельности.

Данных, характеризующих Новикова С.В. иначе, чем это отражено в приговоре, в материалах дела не содержится. Таким образом, назначенное осужденному наказание является чрезмерно суровым, не соответствует фактическим обстоятельствам содеянного, положительным данным о личности осужденного и не свидетельствует о надлежащем учете судом требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности преступления, совершенного в отношении субъектов предпринимательской деятельности, совершение Новиковым С.В. преступления впервые, положительные характеристики, его возраст, состояние здоровья и влияние наказания на условия жизни его семьи, иные обстоятельства, установленные и приведенные в приговоре, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить в отношении него положения ст. 53.1 УК РФ и заменить назначенное наказание в виде лишения свободы на принудительные работы.
»

«Гуманность» суда в данном случае скорее формальная. Дело в том, что принудительные работы — это лишение свободы по факту. Осужденный к принудительным работам помещается в специальный центр принудительных работ, где находится на положении заключенного, который тоже по закону обязан работать. Более того, осужденный к принудительным работам (в отличие от осужденного к лишению свободы) не получает питания.

Принудительные работы (их не надо путать с обязательными работами и с исправительными работами) были введены в России несколько лет назад для того, чтобы уменьшить номинальное число заключенных. Дело в том, что по Конституции России осужденные к лишению свободы не имеют избирательного права. Европейский суд по правам человека указал России, что недопустимо лишать всех заключенных (их в России около 700 тысяч человек) избирательного права вне зависимости от срока наказания.

Тогда власти России сменили вывеску — придумали принудительные работы. То есть часть осужденных стали отправлять не в колонии, а в центры принудительных работ. При этом, так как формально осужденные к принудительным работам не лишены свободы, то они имеют право голоса на выборах. Совет Европы полностью одобрил такое новшество и заявил, что тем самым власти России исполнили решение ЕСПЧ о предоставлении избирательных прав заключенным.

Свердловский областной суд, имея указание сверху не давать реальное лишение свободы предпринимателям, пошел по такому же пути в отношении Новикова: формально фиктивный директор получил наказание, не связанное с реальным лишением свободы. При этом Новиков последовательно отказывался возмещать ущерб от преступления и прямо заявил представителю потерпевшего, что мол находится как в советский период, когда сажали за колоски.

К риторике о репрессиях прибег и Константин Кияткин, только ему это не помогло в Свердловском областном суде.

Впрочем, возможно приговор в отношении Новикова будет пересмотрен. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 8 июня 2023 года утвердил наказание в виде 2,5 лет лишения свободы в колонии-поселении Константину Кияткину — кассационная судья не стала проявлять такую же формальную гуманность, как областная судья.

Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эта статья создана группой авторов специально для Русских Викиновостей и содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых являются сами авторы. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Викиновости (авторы); CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.