Эксперты рассказали, что спасет Петербург от китча новых памятников

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

24 сентября 2013 года

Памятники в Петербурге начали ставить еще при Петре I, жива традиция и сегодня. Конных изваяний, правда, стали ставить меньше, а малых форм и весьма неоднозначных произведений, установленных зачастую нелегально, появляется все больше. Эксперты уверены, что если не подойти к вопросу о новых монументах строже, это может привести к сползанию новых скульптур в безвкусицу и китч.

Последний бум установки в Петербурге новых памятников случился 10 лет назад. Тогда к 300-летнему юбилею города правительства разных стран преподнесли юбиляру 19 памятников — они увековечили людей, события и даже корейских идолов в парке «Сосновка». От подарков, в большинстве своем с Петербургом никоим образом не связанных, отказываться было неудобно, и их расставили по городу без всякой системы и привязки.

Треснувшая «Башня мира» на Сенной площади

Некоторые из скульптур в конечном счете вошли в организм города, как, например, дар правительства Казахстана — памятник поэту Джамбулу, который поставили в сквере в переулке, названным его именем, или скромный памятник другому поэту — канадцу Эмилю Неллигану в крохотном скверике у здания Института культуры на Московском проспекте. Но не всем из презентованных городу монументов повезло так же, как казахскому и канадскому поэтам.

Выполненную из стекла и металла «Башню мира» на Сенной площади — дар Франции городской организм отторг естественным образом: в 2010 году стеклянные панели не вписавшейся в площадь восемнадцатиметровой стелы пошли трещинами и грозили осыпаться, тогда конструкцию пришлось демонтировать. С тех пор ее остатки лежат на базе ГУП «Ленсвет» — предприятия, которое обслуживало башню «при жизни».

В следующее десятилетие после юбилея города масштабные памятники, конечно, продолжили появляться в Петербурге, но уже не с такой активностью. На набережной Робеспьера установили памятник поэтессе Анне Ахматовой. В саду «Василеостровец», что на пересечении Большого проспекта с 25-й линией Васильевского острова, появился памятник знаменитому русскому художнику и мистику Николаю Рериху. На Песочной набережной воздвигли скульптурную композицию, посвященную искусству русского авангарда, а в сквере на улице Марата скульптурой увековечили память военачальника Петра Багратиона.

Памятник Стиву Джобсу

В этот же период появилось множество небольших скульптурных композиций, а также памятников, установленных без согласования, часто весьма курьезных, как, например, памятник основателю компании Apple Стиву Джобсу, установленный в этом году во дворе технопарка ИТМО на Биржевой линии. Десятки миниатюрных скульптур литераторов поставили во дворе филологического факультета СПбГУ на Университетской набережной, немало возникло новых военных монументов и стел.

2013 год стал весьма обильным на новые скульптуры. В мае в городе появились сразу две новые композиции, вызвавшие немало нареканий экспертов. Первую — памятник «Детям войны» поставили неподалеку от Пискаревского кладбища на пересечении проспектов Непокоренных и Меншиковского. Конкурс на установку скульптурной композиции прошел еще несколько лет назад, тогда в нем победил проект скульптора Павла Хруничева. Тем не менее руководитель организации блокадников, инициировавшей установку монумента, Валентина Леоненко отказалась тогда признать победителя, отдав предпочтение работе Ахнафа Зиякаева, облик которой весьма схож с установленным в итоге памятником. Изваяние не проходило установленную в комитете по градостроительству и архитектуре процедуру согласования, единственным органом, его одобрившим, стали только инициаторы установки.

Стоит отметить, что установка таких несогласованных монументов не только нарушает закон, но в будущем может сказаться и на судьбе самого памятника. Так, в начале 2000-х годов в Сампсониевском саду был разорен не поставленный на учет памятник-стол «Первостроителям Санкт-Петербурга» авторства Михаила Шемякина. Писатель Сергей Носов рассказывал о судьбе похищенного элемента скульптуры в комментариях к поэме Геннадия Григорьева «Доска»: «Из магазина (антикварного — Прим. ред.) стол изъяла милиция. Тогда обнаружилось, что у памятника нет хозяина, балансовая стоимость его не известна; следовательно, возникают проблемы с подсчетом ущерба».

Памятник императору Николаю II и императрице Александре Федоровне у Варшавского вокзала

Еще одной скульптурой, открытой в мае этого года, стал памятник святым великомученикам императору Николаю II и его супруге, императрице Александре Федоровне. Он был установлен на набережной Обводного канала, между храмом Воскресения Христова и Варшавским вокзалом. Изваял фигуры причисленных к лику святых государя и его жены скульптор Михаил Переяславец, а композиционное решение постамента разработал архитектор Вячеслав Бухаев. Открытие памятника было приурочено к 400-летию дома Романовых и 120-летию бракосочетания царской семьи. Отметим, что у комиссии при КГА и это изваяние восторга не вызвало.

Проекты новых скульптур, в этом году обсуждаемые на заседаниях градсовета, в основной своей массе экспертов тоже не радуют. Долго не вызывал одобрения, например, проект памятника скульптору Доменико Трезини. Произведение Павла Игнатьева не раз выносилось на обсуждение и раз за разом отправлялось на доработку. Эксперты критиковали шубу Трезини, пропорции его головы, толщину голеней и чрезмерную массивность башмаков изваяния. После того как все замечания были учтены автором, КГА все-таки согласовал проект. Однако точная дата, когда памятник великому зодчему появится на площади перед Благовещенским мостом, носящей его имя, до сих пор не определена.

Еще один «бесприютный» проект, годами остающийся в повестке КГА, — памятник Федору Шаляпину, который планируется установить в Александровском парке. Идея создания памятника великому оперному певцу родилась еще в начале 1990-х годов. Это была инициатива одного из ветеранов, переживших блокаду. Тогда был проведен конкурс, победу в котором одержал скульптор Александр Мурзин. Ваятель изобразил Шаляпина в расцвете лет, певец в концертном фраке барственно опирается на тумбу в виде колонны. Однако планам было не суждено осуществиться. В последний раз памятник представили градсовету в начале этого года, и он был сильно раскритикован. Сейчас доработкой скульптуры занимается уже сын почившего автора первого варианта скульптуры Алексей Мурзин. Когда певец сможет взойти на пьедестал — неизвестно.

Один из вариантов памятника Виктору Цою

Несмотря на одобрение экспертов, до сих пор туманна судьба и памятника рок-музыканту Виктору Цою. Проблема состоит в том, что год назад членам рабочей группы пришлись по душе сразу два проекта: работа Матвея Макушкина и вариант Алексея Ничепорчука. В результате эксперты приняли решение, что в конечном варианте памятник должен представлять собой синтез обоих проектов. Однако на следующем обсуждении экспертам вновь показали два проекта: один совместный, как и хотела рабочая группа, а второй — вновь «сольная» работа Ничепорчука с небольшими изменениями, которая больше понравилась инициаторам установки. Эксперты вновь назвали оба проекта «сырыми» и вновь отправили на доработку.

Последним на сегодня проектом, рассмотренным экспертами рабочей группы по вопросам монументально-декоративного оформления,  был памятник святым Петру и Февронии, который хотят поставить в Пулковском парке на Средней Рогатке. Он представляет собой фигуры святых в полный рост, стоящие на фоне паруса символической ладьи. Автор изваяния — московский скульптор Константин Чернявский. Подобных скульптур в рамках общенациональной программы «В кругу семьи» по всей стране установлено уже больше десятка.

На заседании эксперты приняли решение повторно рассмотреть проект памятника с предоставлением авторами нескольких его вариантов. Член рабочей группы скульптор Ян Нейман рассказал «Карповке», чем их не устроил проект. Во-первых, по мнению господина Неймана, скульптура композиционно дублирует во всех отношениях неудачный памятник Николаю II с женой на Обводном. По утверждению скульптора, изваяние не состоялось как цельный объем, даже несмотря на все попытки архитектора Сергея Лукина, работавшего над постаментом, спасти положение. Скульптор Нейман назвал оба памятника «уездной провинциальной архитектурой».

Проект памятника Ольге Берггольц

Отдельным пунктом скульптора печалит общая ситуация с Пулковским парком: «Устроили околоток „а ля рюс“ с церковками вблизи святого места, где проходил передний край обороны Ленинграда». Стоит добавить, что несколько лет назад в парке планировалось установить совсем другой памятник, посвященный героическим женщинам Великой Отечественной войны.

По мнению эксперта, массовая тенденция установки памятников русским святым совершенно нелогична, так как икона в скульптуре — наносное и противоречит сложившимся веками традициям. Скульптор считает, что инициаторы установки таких монументов просто-напросто хотят таким образом «уехать в рай». Господина Неймана удручает, что «агрессивное внедрение пошлятины в великий город» уже много лет не дает возможности поставить памятник Александру Блоку. «Мне горько, если наша молодежь будет видеть такое безобразие», — подытожил скульптор.

Мнения, что памятник муромским святым неуместен в парке, созданном для сохранения памяти о совсем других событиях, придерживается также петербургский краевед и собиратель фольклора Наум Синдаловский. Идею установки памятника Петру и Февронии в Пулковском парке он назвал искусственной. Если бы в городе был парк «любви и дружбы», то этому изваянию, правда, не в виде памятника, но символической скульптуры, там было бы самое место. «Памятники должны быть привязаны к истории города, тем более что ее персонажи присутствуют у каждого Петербургского дома», — уверен господин Синдаловский.

Памятник Джамбулу

Но даже при том, что, по мнению краеведа, город обделен памятниками и их должно быть больше, он считает, что на фоне той истории, которая стоит как у нас перед глазами, так и в сознании, при выборе объекта или субъекта увековечивания нужно оставаться предельно избирательным.

Противоположного господину Синдаловскому мнения о количестве памятников в городе придерживается профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Владимир Лисовский. Он считает, что памятников в Петербурге более чем достаточно. Господин Лисовский уверен, что основные точки городской планировки в отношении скульптурного облика уже давно закреплены существующими монументами, и ставить новые можно только согласовав их географию с установленными много лет тому назад памятниками.

Огорчает эксперта и большая доля произвола, связанная с установкой новых монументов. Спонсоры, обладающие средствами, ставят изваяния «где попало», не смотря на то что те не вписываются общий облик этих мест. Но «это капитализм ?— стихия, не поддающаяся регулированию», — подытожил эксперт.

Проблема установки новых скульптур без учета мнения экспертов градсовета расстраивает и члена Всероссийского общества охраны памятников Людмилу Семыкину, но она уверена, что при желании эта ситуация поправима. Можно и нужно искать законодательные препоны, которые уберегли бы город от появления неуместных изваяний, считает госпожа Семыкина.

Несмотря на достаточно печальную в целом ситуацию, одна полностью легальная скульптура теперь точно появится в нашем городе. «Благословение» экспертов градостроительного совета получил памятник ленинградской поэтессе Ольге Берггольц. Монумент планируется установить в Палевском саду, который расположен на улице, названной именем поэтессы. Это место выбрали из-за того, что Ольга Берггольц родилась неподалеку, на Невской заставе.

Проект памятника, созданный скульптором Вадимом Трояновским и архитектором Анатолием Черновым, был одобрен художественной секцией градсовета КГА в начале этого месяца. Монумент представляет собой бронзовую фигуру поэтессы на цилиндрическом постаменте, за спиной у нее находится неправильной формы стела из светлого гранита. На одной из граней монолита будут высечены стихи Ольги Берггольц.

Людмила Семыкина в беседе с «Карповкой» очень положительно отозвалась об этом проекте. Она уверена в том, что наш город заслуживает именно такого, как в случае с памятником Берггольц, ответственного и критичного отношения к выбору и местам установки новых монументов. Только так можно уберечь Петербург от появления на его улицах все нового и нового китча.

Источники[править]

Эта статья содержит материалы из статьи «Эксперты рассказали, что спасет Петербург от китча новых памятников», автор: Александр Тупеко, опубликованной интернет-газетой «Канонер» (Kanoner.com) и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0) — при использовании необходимо указать автора, оригинальный источник со ссылкой и лицензию.
Creative Commons
Creative Commons
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.