Перейти к содержанию

От ЦИКа до КВН один шаг: как прошли отдельно взятые выборы на отдельно взятом избирательном участке в Казани

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

21 сентября 2021 года
Выборы в Государственную думу, проходившие в течение трёх дней — 17, 18 и 19 сентября 2021 года — не обошлись без нарушений, как и в предыдущие годы. Об этом можно сказать даже судя по отдельно взятому примеру отдельно взятого избирательного участка отдельно взятой школы отдельно взятого города — в Казани, столице Татарстана, одного из известных «электоральных султанатов»[1].

Внимание корреспондента Викиновостей привлекла участковая избирательная комиссия № 59, располагающаяся в Вахитовском районе — в средней общеобразовательной школе № 41, по улице Хади Такташа, дом 81. Школа аффилирована с Юнармией — кадетские классы там есть практически во всех параллелях. Даже за несколько дней до выборов во дворе школы проходили тренировки по рукопашному бою, где юноши готовились к будущей службе в боевой стойке с макетами оружия в руках.

Председателем участковой избирательной комиссии является (Архивная копия от 14 июня 2021 на Wayback Machine) директор школы (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) Ирина Перванаева (в девичестве Яковлева; vk). Она неоднократно признавалась (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) учителем года как на уровне района, так и города, а в 2020 году получила благодарственное письмо казанского управления образования «за большой личный вклад в развитии всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения „Юнармия“ г. Казани и гражданского воспитания подрастающего поколения».

Муж директора школы Роман Перванаев, как указано на его странице в Facebook, окончил Казанский филиал Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Он работает автоинструктором, в частности, сотрудничал(недоступная ссылка) с Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, также с Казанским национальным исследовательским техническим университетом, а в настоящее время трудится в автошколе при Казанском автотранспортном техникуме. Но самое главное, если брать в расчёт сведения ЦИКа, Перванаев является заместителем председателя УИК № 59, которую возглавляет его жена.

Первый день голосования прошёл достаточно спокойно, но уже во второй наблюдатели стали сообщать о нарушениях. Вдобавок к каруселям, на участок беспрепятственно прошли некие граждане в кожаных куртках, в числе которых был человек, представившийся депутатом от «Коммунистов России», как пишут СМИ — партии-спойлера, созданной для оттягивания голосов у КПРФ. Это оказались провокаторы, пытавшиеся путём оскорблений и угроз инициировать драку с независимыми наблюдателями от «Яблока», и таким путём удалить их с участка. Реплики исчерпывались примерно следующим перечнем: «Зинатуллин — чёрт. Чёрт — Зинатуллин. Слышал, да? И алкоголик». Под «чёртом» имелся ввиду Руслан Зинатуллин, председатель татарстанского Яблока, которого ранее суд признал виновным в участии в «деятельности экстремистской организации» — «движения в поддержку Навального», а затем снял с выборов за «незаконную агитацию». Один из «кожанок» вступил в перепалку с членом комиссии Искандером Ясавеевым, после чего толкнул другого члена комиссии Артура Гиматдинова, назвав того «продажным». Спровоцировать наблюдателей, в том числе Артёма Байдина, вёдшего видеосъёмку, не удалось, однако скандалисты добились успеха в другом.

В тот же день некий Дамир Нафигуллин (vk) из села Масловка Рыбно-Слободского района, находящегося примерно в 90 километрах от Казани, подал жалобу на Гиматдинова. Нафигуллин потребовал разобраться «почему нарушающие закон работают в участковых комиссиях», указав на то, что Гиматдинов «признан виновным в связи с нарушением избирательного законодательства». Так, в октябре 2020 года Гиматдинов был оштрафован на две тысячи рублей за «несанкционированную» видеосъёмку на участке и попытки «руководить действиями» других членов УИК, когда при вскрытии сейф-пакета была обнаружена аккуратная стопка бюллетеней с голосами за «Единую Россию». По закону, человек в течение года не может быть членом комиссии после признания его совершившим административное правонарушение. Сам Гиматдинов признал, что формально в этом «был повод», однако назначившая его территориальная комиссия Вахитовского района не сумела посчитать ограничительный срок. Жалоба Нафигуллина была оперативно рассмотрена ТИКом, Гиматдинов был выведен из комиссии, а ответ был направлен Нафигуллину «по указанному адресу», то есть в Масловку. Примечательно, что сам Нафигуллин проживает в Казани, где работу (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов Вахитовского районного отдела судебных приставов совмещает (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) с преподаванием физкультуры в средней школе № 156 Советского района, активно занимаясь популяризацией службы в силовых ведомствах среди детей, будучи удостоенным многочисленных наград «за вклад в патриотическое воспитание молодёжи».

Вознамерившись посетить школу и участок в последний, третий, день голосования, корреспондент столкнулся с активным противодействием. Ранее он уже посетил несколько учебных заведений, в том числе имени Героя Советского Союза Мусы Джалиля и Героя Российской Федерации Сергея Ашихмина, где беспрепятственно осмотрел места для голосования.

До 2016 года в законах не содержалось и до сих пор не содержится прямого запрета на присутствие представителей СМИ на участках. Теперь говорится лишь, что они должны получить аккредитацию в российском ЦИКе. Тем не менее, корреспонденту известны случаи, когда журналисты спокойно посещали избирательные участки, причём их изданий не содержалось в списке (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) аккредитованных СМИ. Уже на подходе к школе виднелись крепко сбитые молодые парни, бородатые, в чёрной одежде и в чёрных же бейсболках, и что примечательно — с борсетками.

В ответ на вопрос, можно ли пройти внутрь и посмотреть участок, корреспонденту посоветовали дождаться решения председательницы комиссии, за которой отправилась молодая девушка из полиции. Другие представители органов, в том числе сотрудник МЧС, отмечали, что конечно пропустят, так как в этой просьбе «ничего такого нет» особенного.

После нескольких минут ожидания вышла и сама госпожа Перванаева в маскхалате. Она была не одна, а с группой поддержки в лице непредставившегося мужчины с седым ёжиком и в маске, а также молодого человека в зимней куртке и синей шерстяной шапке. Мужчина, которому поддакивал юноша, сразу пошёл в атаку — вдруг вы будете агитировать, вдруг вы будете приставать к избирателям, вдруг вы будете мешать избирательному процессу. Корреспондент отвечал, мол, что за недоверие, он и в коридоре мог бы приставать к избирателям, но почему-то этого не делал. Тут молоденький вбросил ещё одну причину — недопущение раскрытия персональных данных, в чём был поддержан уже немолодым мужчиной. Складывалось такое впечатление, что именно он руководил всем и вся, тогда как настоящий председатель комиссии лишь поддакивала, предлагая понаблюдать за голосованием из коридора. За сим корреспондент и ушёл с участка.

Вечером события в школе приняли одновременно предсказуемый и непредсказуемый оборот. Ровно в 20 часов, то есть сразу после закрытия участка и окончания голосования, начался подсчёт голосов, или что-то на него похожее. Парты были сгружены в центре коридора, на них высыпали бюллетени, которые начали считать члены комиссии в белых непрозрачных маскхалатах, встав стеной перед видеокамерами и независимыми наблюдателями. Случавшиеся промежутки быстро заполнялись «наблюдателями» от «Коммунистов России», которые вдобавок соорудили двойную линию обороны из парт, заключив «яблочников» в своеобразную резервацию и окончательно лишив их права на наблюдение за подсчётом голосов. Ясавеев пытался обойти барьер и привлечь внимание полиции к нарушению закона, но в итоге «коммунисты» и его прижали к стене. Списки избирателей не проверяли вообще, несмотря на имеющиеся сведения о том, что сразу несколько человек по приходе на участок узнали, что за них уже расписались.

По итогам обработки 100 процентов бюллетеней, «Единая Россия» в Татарстане при 78-процентной явке набрала 79 процентов голосов, КПРФ оказалась на втором месте с 9 процентами, тогда как «Яблоко» вовсе набрало менее процента.

Против «Яблока» татарстанские государственные и околовластные СМИ вообще развернули широкую кампанию дискредитации (1 (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine), 2(недоступная ссылка), 3, 4, 5), сумев даже «уличить» местных «яблочников» в связях с украинскими спецслужбами. Ещё один кандидат, Елена Изотова, баллотировавшаяся по Московскому району, была признана виновной в «экстремизме» и исключена из списков, а её фотография и имя с фамилией были вычеркнуты (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) из бюллетеней, в том числе и на участке корреспондента. Рассмотрение третьего иска прокуратуры о признании уже третьего яблочника — Гульназ Равиловой — причастной к «штабам Навального» было перенесено на поствыборный период.

В целом же, настроение местных избирательных органов по итогам выборов оказалось совершенно благостным. Так, Андрей Кондратьев, перешедший на работу председателем татарстанского ЦИК из КВН отмечал, что «реагировать не на что», так как «жалоб на нарушения избирательного законодательства в ЦИК РТ не поступало», но одновременно говорил, что есть «много жалоб, не имеющих под собой основания и фактов».

На городском телевидении раздавались реляции о том, что «в целом нарушений, повлиявших на итоговый подсчёт голосов, не выявлено». Между тем, целую треть своей пресс-конференции Кондратьев посвятил именно комментированию тех нарушений, которых не было, но о которых напомнили журналисты.

Самым скандальным оказался участок в Осиново под Казанью, где всячески препятствовали наблюдателям, тогда как члена комиссии от «Яблока» Андрея Бояршинова задержали (Архивная копия от 21 сентября 2021 на Wayback Machine) по обвинению в «демонстрации нацистской символики» из-за изображения рун на браслете.

На том же самом участке № 59 некоторые избиратели требовали (Архивная копия от 7 марта 2022 на Wayback Machine) справки о том, что они проголосовали, и секретарь комиссии их активно выдавала. Один из проголосовавших оказался, по совпадению, работником Федеральной службы судебных приставов. После таких известий татарстанский ЦИК сообщил, что «с секретарём проведена разъяснительная беседа о недопустимости выдачи подобных справок избирателям».

Ясавеев же совместно с Гиматдиновым и Байдиным подали (Архивная копия от 7 марта 2022 на Wayback Machine) жалобу в Следственный комитет России по фактам препятствования законному желанию наблюдателей и членов комиссии следить за подсчётом голосов, а также из-за подтасовки голосов на участке, так как все трое голосовали за «Яблоко», однако у партии в протоколе оказалось только два голоса. Корреспондент Викиновостей будет следить за развитием событий.

Судя по документам, представленным корреспонденту источниками в комиссии, по счастливому совпадению ряд наблюдателей являются учителями в той же самой школе (1 (Архивная копия от 24 сентября 2021 на Wayback Machine), 2 (Архивная копия от 24 сентября 2021 на Wayback Machine), 3 (Архивная копия от 24 сентября 2021 на Wayback Machine), 4 (Архивная копия от 24 сентября 2021 на Wayback Machine)), следовательно находятся в двойном подчинении у одного и того же человека. Примечательно, что они были выдвинуты различными организациями: от сразу нескольких и различных по идеологии партий — до Общественной палаты Республики Татарстан. Также в списках присутствует человек, баллотировавшийся на выборах различного уровня от Архангельска и Екатеринбурга до Калмыкии и Свердловской области, и начальник (Архивная копия от 24 сентября 2021 на Wayback Machine) отдела казгорисполкома. Кроме того, удивительным представляется количество «Коммунистов России» — из 17 наблюдателей «коммунистами» записались 11 человек.

В итоге, поданные оппозиционерами заявления были перенаправлены из Следственного комитета в татарстанский ЦИК, где заявили что Ясавеев с коллегами сами виновны в создании конфликтогенных ситуаций.

Примечания

[править]
  1. Регионы с традициями влияния местной элиты на электоральные процессы.

Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Engelberthumperdink специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Статью проверил и опубликовал редактор Александр Красоткин (Krassotkin). Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Engelberthumperdink, Александр Красоткин; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.