Суд отказался передать Екатеринбургской епархии здания трех колледжей

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

28 сентября 2017 года

Выступает представитель Екатеринбургской епархии

27 сентября 2017 года Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении иска Екатеринбургской епархии о передаче ей зданий трёх колледжей города. Корреспондент Викиновостей посетил этот «раунд» борьбы и убедился, что на этот раз Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области смогло организовать согласованное «сопротивление».

Предметом спора были три учебных здания в центре Екатеринбурга — Екатеринбургского монтажного колледжа (улица Декабристов, 83), Екатеринбургского экономико-технологического колледжа (улица Декабристов, 58) и Свердловского мужского хорового колледжа (проспект Ленина, 13). Все три здания до 1917 года полностью или частично использовались Екатеринбургской епархией для религиозных нужд. В 2010 году был принят федеральный закон № 327, предусматривающий реституцию церковной собственности в России и определивший порядок возврата конфискованной у религиозных организаций недвижимости. Таким образом появилась правовая база для возврата дореволюционной собственности. Стали более «покладистыми» и власти Свердловской области. Только за последние три года Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области передало Екатеринбургской епархии 26 объектов недвижимости общей площадью более 18,5 тысяч м.

В отношении трёх колледжей епархия не сразу решилась на судебный процесс против областных властей. Сначала епархия пробовала получить здания колледжей мирным путём. Были собраны документы (архивные справки и экспертные заключения), на основе которых епархия попросила передать ей здания. Для Екатеринбургского монтажного колледжа и Свердловского мужского хорового колледжа передача требуемых зданий равносильна их закрытию, так как других учебных площадей у них нет. Формально федеральный закон № 327, на основании которого происходит передача зданий Церкви, обязывает власти построить новые здания колледжам взамен передаваемых. Однако этот вариант маловероятен. В Екатеринбурге за последние 20 лет власти не выстроили ни одного здания колледжа или техникума. Невозможность предоставления новых зданий колледжам фактически подтвердило Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. В ответе на запрос корреспондента Викиновостей министерство сообщило, что «в составе государственного казенного имущества Свердловской области отсутствуют неиспользуемые объекты недвижимости, удовлетворяющие требованиям для размещения учреждений».

Корреспондент Викиновостей переговорил с представителем Епархии и выяснил следующее. Епархия стремится получить здания для того, чтобы в них вести подготовку духовных кадров. Свободных же помещений для этого не хватает. По словам представителя Епархии, даже Свято-Тихоновский миссионерский институт в Екатеринбурге вынужден снимать помещения.

Построить собственное помещение в Екатеринбурге для образовательного учреждения стоит дорого. Например, из нескольких десятков частных вузов Екатеринбурга только один смог построить отдельное здание. Поэтому почти все негосударственные вузы и колледжи Екатеринбурга вынуждены снимать помещения, мало приспособленные для учебных целей. Конечно, семинария или миссионерский институт не обладают доходами, достаточными для приобретения учебного здания.

Сторонами процесса были: Екатеринбургская епархия (истец) и Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ответчик). В качестве третьих лиц привлекли администрацию трёх колледжей, здания которых просит передать епархия. Таким образом, представителям Епархии пришлось противостоять сразу четырём сторонам.

Предыдущее судебное заседание, состоявшееся 21 сентября 2017 года, оставило у корреспондента Викиновостей впечатление, что защита ответчика и колледжей не согласована. Об этом корреспондент написал статью в Викиновостях. Неизвестно, читали или нет ее стороны процесса. Однако впечатление такое, что ответчик и третьи лица к 27 сентября провели большую работу над ошибками.

Директор Екатеринбургского монтажного колледжа Валерий Чистяков

Заменили представительницу Екатеринбургского монтажного колледжа, которая в заседании 21 сентября 2017 года, неудачно выступала. Вместо неё пришёл директор колледжа Валерий Чистяков. Он поставил под сомнение заключение профессора Уральской государственной архитектурно-художественной академии Михаила Голобородского. На заключение этого эксперта ссылались представители Епархии, прося передать им здание Екатеринбургского монтажного колледжа. В этом заключении Голобородский пришёл к выводу, что здание колледжа тождественно зданию Екатеринбургского епархиального училища. Чистяков сослался на более раннее заключение Голобородского, составленное в 2007 году, в котором профессор утверждал, что здание Екатеринбургского монтажного колледжа — это памятник советской неоклассики, построенный в 1949—1953 годах. Далее Чистяков запутался в аргументации, заявив, что здание Екатеринбургского монтажного колледжа было построено в 1840 году и лишь только примерно сорок лет спустя было передано под Епархиальное училище. Мол, сорок лет здание использовалось неизвестно кем. У Чистякова получилось, что здание его колледжа и памятник советской эпохи, и здание дореволюционной постройки одновременно.

Представительница Екатеринбургского экономико-технологического колледжа с дореволюционным планом Екатеринбурга

Хорошо подготовленной, как и в прошлый раз, оказалась представительница Екатеринбургского экономико-технологического колледжа. Она пришла с большой пачкой документов и даже распечатала в увеличенном масштабе одну из дореволюционных карт Екатеринбурга, доказывая с ее помощью судье свои аргументы.

«Активная» чиновница Министерства

Главным организатором защиты со стороны ответчика была молодая (судя по животу, беременная) представительница Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. От Министерства были две представительницы — средних лет женщина измученного вида и молодая служащая в очках. Первая вела себя пассивно. Зато вторая вдруг ходатайствовала о привлечении в качестве третьего лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области.

Это ходатайство согласованно поддержали представители всех трех колледжей. Представители Епархии выступили против удовлетворения ходатайства. Судью ходатайство удивило. Она поинтересовалась почему его надо было заявлять под конец процесса, какие интересы Управления затрагивает настоящее дело и какие новые доказательства может представить Управление, если оно уже предоставило информацию по запросу ответчика. Беременная чиновница заявила, что Управление может предоставить учетные дела всех трех зданий, если суд у него их запросит. Судья объявила перерыв, уйдя в совещательную комнату для разрешения ходатайства.

«Активная» чиновница Министерства проводит совещание в коридоре. Крайняя слева — ее более старшая по возрасту коллега из того же Министерства. Видно, что старшая по возрасту коллега предпочитает не вмешиваться в обсуждение и держится в стороне

В коридоре беременная чиновница из Министерства отозвала представителей колледжей в сторону и устроила совещание. За этим совещанием внимательно следил корреспондент Викиновостей, фотографируя и не выключая диктофон. В ходе совещания чиновница пояснила, что истребование учетных дел из Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области позволит опрокинуть заключение Михаила Голобородского, на которое ссылаются представители Епархии. Директор Екатеринбургского монтажного колледжа понял её в том плане, что здание колледжа могут лишить статуса памятника. Понял и обрадовался — мол, сейчас даже забор поставить нельзя у колледжа из-за статуса памятника культурного наследия. Более опытная чиновница из Министерства предпочитала стоять в сторонке, наблюдая за происходящим.

Судья совещалась сама с собой около восьми минут. В итоге она решила отказать в удовлетворении ходатайства. Стороны перешли к прениям.

Аргументация представителей Епархии сводилась к 327 федеральному закону 2010 года о передаче религиозным организациям конфискованных у них помещений. Оба представителя епархии выступали слаженно и последовательно опровергали аргументы ответчика и третьих лиц. Представители епархии отклонили попытку директора Чистякова опровергнуть заключение Голобородского. В связи с этим отметили, что профессор Голобородский в 2007 году не располагал теми архивными документами, которые использовал впоследствии для заключения, которое подготовил для настоящего дела. Кроме того, представитель епархии в очередной раз отметил, что реконструкция здания Епархиального училища, в котором сейчас находится монтажный колледж, не основание согласно 327 федеральному закону для отказа в передаче его Епархии. Выступали спокойно и без эмоций по каждому из трёх зданий.

Зато представители ответчика выступали в прениях на удивление слаженно, приводя схожие аргументы. Директор Екатеринбургского монтажного колледжа Валерий Чистяков, обращаясь к судье, говорил о «моём колледже». Как будто Екатеринбургский монтажный колледж его, Чистякова, частная собственность. Впрочем, скромность, видимо, не самое главное качество этого директора. На главной странице сайта Екатеринбургского монтажного колледжа высказывание Чистякова стоит первым в ряду изречений великих ученых. Представители других колледжей не решились назвать их «своими».

Директор Свердловского мужского хорового колледжа Алексей Войня в прениях

Главным аргументом представителей всех трёх колледжей стала ценность этих образовательных организаций для общества. С точки зрения права для решения вопроса о передаче здания Церкви не имеют никакого значения заслуги выселяемой организации. Однако представители всех трёх колледжей обратили внимание суда именно на эту сторону. Директор Екатеринбургского монтажного колледжа заявил, что, мол, его колледж — это социальное учреждение, в котором обучаются 1200 студентов по востребованным специальностям. Эстафету подхватила представительница Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, заявив, что представляемое ей образовательное учреждение также является социальным, готовит хлебопёков. При этом она указала рукой на директора Екатеринбургского монтажного колледжа. Директор Свердловского мужского хорового колледжа вообще заявил, что руководимый им колледж уникален, так как там учатся только мальчики.

Директор Екатеринбургского монтажного колледжа дает интервью

После завершения прений судья ушла в совещательную комнату. Совещалась на этот раз она недолго — около получаса. По возвращению из совещательной комнаты огласила решение — в иске отказать полностью. Довольные представители Екатеринбургского монтажного и экономико-технологического колледжей пошли к журналистам давать интервью.

Общее же впечатление от заседания у корреспондента Викиновостей сложилось следующее. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в лице беременной сотрудницы смогло скоординировать действия трех колледжей. Последние же стали выступать как союзники, а не как соседи. Большую роль сыграла открытость представителей колледжей к общению с прессой. В зале суда было 5 журналистов, которые несколько раз пытались взять интервью у представителей Епархии на камеру. Однако им это не удалось, так как не было ни одного представителя пресс-службы Епархии. Неудивительно, что журналисты (в том числе съемочная группа государственного телеканала) общались исключительно с представителями колледжей. Епархия не обеспечила собственного медийного сопровождения. В собственности Екатеринбургской епархии находятся телеканал, радиостанция и газета. Но журналистов этих СМИ на процессе не было видно. В результате в СМИ была постоянна слышна позиция колледжей, но аргументы Епархии практически не прозвучали. Корреспонденту Викиновостей сообщила одна из пожилых екатеринбурженок, что из телевизионных репортажей на государственном канале у нее сложилось впечатление, что журналисты при освещении процесса были на стороне колледжей.

Не было со стороны православных активистов на протяжении всего процесса каких-либо выступлений за возврат зданий. В Екатеринбурге и в России есть примеры, когда последовательные массовые выступления верующих (с участием маленьких детей) заставляли местные власти идти на уступки. Например, в 1991 году верующие Екатеринбурга с помощью 33-дневной голодовки заставили власти передать им здание собора Александра Невского. Все помнят массовые молитвенные стояния с иконами и детьми, которые заставили Государственную думу России принять закон о защите верующих от оскорблений. Но в данном процессе никаких акций со стороны православных активистов отмечено не было.

Впрочем, скорее всего, принятое судом решение не окончательное. В течение месяца Епархия вправе подать апелляцию, а за ней кассацию. Кроме того, даже судебный отказ не запрещает властям Свердловской области добровольно передать Епархии требуемые здания.


Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.