«Четвертая проза» Осипа Мандельштама – премьера в Камерном театре в Воронеже

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

21 января 2020 года

В основе эскиза – прозаический текст, ставший реакцией на литературный скандал, в центре которого оказался Мандельштам, и на последовавшую травлю поэта со стороны советских писателей и интеллигенции в целом. С одной стороны, "Четвертая проза"– острое, обличительное высказывание. С другой – очень личная история, своеобразная исповедь.

Привычка Мандельштама надиктовывать свои тексты супруге Надежде Яковлевне определила форму постановки Михаила Бычкова. Зритель будто оказывается в одной комнате с поэтом в момент рождения "Четвертой прозы" и видит все его переживания в моменте. Речь Мандельштама (Василий Шумский) изредка прерывает жена (Тамара Цыганова), дающая разъяснения о контексте, именах и реалиях.

Текст Мандельштама действительно очень сложен. Количеству интертекстуальных отсылок и замысловатости сарказма позавидовали бы постмодернисты. "Четвертая проза" насыщена словами-редкостями, аллюзиями, образами необычайной выразительности, неожиданными, порой простыми и бытовыми, как дырка от бублика, и тонкими, как брюссельское кружево. Его проза многоярусна, и глубина погружения (или высота восхождения) зависит от уровня читателя/зрителя, которому постоянно приходится разгадывать коды и шифры, чтобы подойти ближе к автору и его замыслу. В литературных дебрях нетрудно заблудиться.

Сам герой "Четвёртой прозы" теряется в дремучем лесу (тут же и отсылка к "Божественной комедии "Данте). Правда лес этот советский, населённый разбойниками и судьями-литераторами. Пробираться через такие "литературные дебри" оказывается сродни прохождению кругов ада.

"Страшно, как в младенческом сне", неоднократно повторяет герой, подчёркивая бессмысленность в борьбе с кошмаром. Да ещё и припоминает Акакия Акакиевича, на которого сам становится похож. Только вместо шинели теперь шуба, намекающая на конфликт с переводчиком Аркадием Горнфельдом.

Однако считывается не только страх и беспомощность маленького человека. Василий Шумский и через текст, и невербально выражает разнообразие эмоций затравленного поэта. Интонации, жесты, позы выдают неуверенность и замешательство, негодуют и презирают, отдают болью и сожалением, язвят, разят и уничтожают. Актёр настолько убедителен в этой роли, что невольно начинаешь искать и находить у него внешние черты сходства с Мандельштамом. И хоть по жанру происходящее на малой сцене Камерного является эскизом-читкой, по завершенности и воплощению замысла это полноценный спектакль.

Источники[править]

Creative Commons
Creative Commons
Эта статья содержит материалы из статьи «"Четвертая проза" Осипа Мандельштама – премьера в Камерном театре в Воронеже», автор: Валерия Черкасова, опубликованной Ревизор.ру и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) — указание автора, оригинальный источник и лицензию.
Эта статья загружена автоматически ботом NewsBots в архив и ещё не проверялась редакторами Викиновостей.
Любой участник может оформить статью: добавить иллюстрации, викифицировать, заполнить шаблоны и добавить категории.
Любой редактор может снять этот шаблон после оформления и проверки.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.