Перейти к содержанию

Главред «Кто хочет стать миллионером?» обвинил Александра Друзя в подкупе

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

12 февраля 2019 года

Главный редактор телепередачи «Кто хочет стать миллионером?» Илья Бер заявил, что магистр «Что? Где? Когда?» Александр Друзь пытался подкупить его — заранее получить все вопросы и ответы на них, чтобы выиграть максимальный приз в 3 млн рублей во время викторины, поделившись с редактором.

Перед эфиром редактор изменил все вопросы после девятого. В итоге участвовавшие в игре Александрь Друзь и также магистр игры «Что? Где? Когда?», бывший мэр Троицка, Виктор Сиднев покинули передачу, забрав выигранные ими 200 тысяч рублей. См. запись программы.

Илья Бер заявил, что подал обращение в правление Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» и в Комиссию по этике МАК, которую возглавляет сам Александр Друзь.

Александр Друзь

В своём сообщении в сообществе RU_CHGK в Живом Журнале и анонсированном в Facebook Илья Бер пишет:

Как многие из вас знают, я уже 10 лет работаю главным редактором телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Когда мы с редакторской группой приходили в программу, у нас была принципиальная договорённость с Константином Эрнстом и руководителем «Красного квадрата» Ильёй Кривицким, что игроки, какими бы звёздными, важными и крутыми они ни были, не должны заранее знать вопросы и ответы.

С тех пор этот принцип ни разу не был нарушен. Больше того, с предложением «сдать» вопросы и поделиться потом деньгами ко мне никто из игроков, слава богу, ни разу не приходил. Вплоть до ноября прошлого года, когда ко мне обратился Александр Друзь с предложением помочь ему выиграть 3 миллиона рублей.

В декабре 2018 года вышла в эфир игра, в которой участвовали Александр Друзь и Виктор Сиднев. Запись этой программы состоялась 23 ноября. Накануне съёмок Александр Друзь и попытался меня подкупить. Точнее он предложил мне поделиться деньгами в случае выигрыша им главного приза программы.

<…>

Краткое содержание. За три дня до съёмок в завершении телефонного разговора про дела МАКа Друзь мне сказал, что мы скоро увидимся. Я спросил, где? Он ответил, что на съёмках КХСМ, после чего сделал такой намёк, что, пора бы ему выиграть три миллиона, и их часть мне можно как-то и поиметь. Он сказал не такими словами, но намёк был вполне прозрачен.

Я растерялся, никак не отреагировал, сделал вид, что ничего не заметил и окончил разговор. Но потом подумал и понял, что не хочу оставлять это просто так. В тусовке Друзь многим известен как человек нечистоплотный, нечестный и в целом гнилой. Я решил попробовать его поймать, особо не рассчитывая на успех.

Я написал ему в Skype, спросил, может ли он говорить, он мне перезвонил, я включил диктофон и записал разговор. В ходе разговора он предложил мне треть от суммы максимального выигрыша, сказав, что с Сидневым сам обо всём договорится.

Кроме того, мы решили, что на следующий день я позвоню ему до съёмок и прочитаю вопросы и ответы их игры; сам же собирался записать и этот разговор. Дальше я планировал оставить в игре «слитые» вопросы с 6-го по 9-й, а остальные заменить.

Мне нужно было иметь неопровержимые доказательства того, что человек реально способен как ни в чём не бывало играть на деньги на известных ему заранее вопросах.

Вкратце, что происходило перед съёмками. Я сделал всё, как и запланировал: позвонил Друзю в день съёмок, прочитал ему под запись вопросы и ответы. К сожалению, делать это было неудобно, пришлось искать дальний угол, ставить разговор на громкую связь, записывать со второго устройства. Так что качество этих записей (Записи № 3 и № 4) не самое лучшее, однако голос Друзя вполне слышен и там.

На самих съёмках всё произошло почти так, как я ожидал. Не так было то, что игроки реально чуть было не выиграли 3 миллиона, причём в основном стараниями Сиднева. Но с 6 по 9 вопрос они играли на известных Друзю вопросах. И это свершившийся факт. С одной стороны, получилось, что я сдал пусть и не решающие, но реальные игровые вопросы игроку, и он на них сыграл, это плохо. С другой стороны, у него в любой момент была возможность остановить съёмку (это же не прямой эфир) и заявить, что редактор КХСМ — жулик и сдал ему вопросы этой игры. Теоретически я не мог исключать вариант, что Друзь сам всё записал и меня почему-то ловит. Но нет, ничего такого не произошло. Зато после появления незнакомого 10-го вопроса Друзь заметно потускнел, и дальше активность проявлял в основном Сиднев. Вот этот эфир — https://www.youtube.com/watch?v=IlF_OohJalc

Есть ещё всякие подробности, которые я не буду сейчас описывать, они не влияют на суть. Я обвиняю Александра Друзя в аморальном для игрока в интеллектуальные игры, неэтичном поведении и предлагаю Правлению МАК принять решение о его дисквалификации в качестве игрока в спортивное «Что? Где? Когда?», а также организатора турниров и функционера МАК. Прошу считать этот пост официальным обращением в Комиссию по этике МАК и в Правление МАК. Копии будут направлены на официальные адреса этих структур. Да, странно обращаться с заявлением на Друзя в комиссию, которую он сам и возглавляет, но не я его туда выбирал, да, и он там не один.

Далее, неофициальная часть. Ответы на пока не заданные вопросы и мысли, которые у вас вполне могут возникнуть:

1) Ты же сам подставил Друзя, спровоцировал его, ты и есть главный злодей в этой истории.

К сожалению, я не могу доказать, что инициатива исходила от него, хотя это так. Поэтому это остаётся вопросом веры. Однако любой нормальный приличный игрок, а тем более игрок с такими заслугами и послужным списком, послал бы меня с такой моей инициативой далеко и надолго. А возможно и сам написал бы на меня заявление (был бы абсолютно прав). Показательно опять же, что никогда подобных ситуаций у меня в работе и жизни не случалось.

2) Друзь не первый раз играл в КХСМ. Почему он только в это раз решил «купить» вопросы?

Я не знаю. Чужая душа — потёмки. Но в прошлые разы ему не удавалось достаточно крупно выиграть.

3) А что Сиднев? Сиднев тоже участвовал в сговоре?

Точного ответа на этот вопрос у меня нет. Но исходя из всего, что я о нём знаю, из поведения Друзя и из поведения самого Сиднева на игре, я с вероятностью 99,99 % уверен, что он ничего не знал, и Друзь собирался делиться со мной только своей «долей».

4) А чего ты столько времени тянул?

Во-первых, я должен был дождаться выхода передачи в эфир. Потом был Новый год и праздники. Потом я советовался с людьми, которым я доверяю. Дальше я сделал попытку решить вопрос без публичного скандала, обсудив его с руководством телекомпании «Игра». И только после того, как этот вариант не состоялся (то есть разговор состоялся, но безрезультатно), у меня остаётся только один путь — публичное заявление.

5) Друзь тебя когда-то сильно обидел, что ты таким образом решил ему отомстить?

Нет, мы никогда не ссорились, Друзь не сделал мне ничего плохого. Больше того, можно сказать, что благодаря ему меня избрали в 2009 году в Ревизионную комиссию МАК. Выгоды в этом нет никакой — общественная работа. Но тем не менее такое было, вот и рассказываю.

6) Почему ты обращаешься в Правление МАК, а не в Следственный комитет?

Я не уверен, что Друзь прямо нарушил какую-то из статей УК РФ. Но это не важно. Я не хочу его посадить или что-то такое, тем более не забывайте, что мы в России. Я считаю, что вопрос репутации здесь гораздо важнее, и наказание в «символическом поле» будет правильным и достаточным.

Илья Бер приводит четыре аудиозаписи. На первой он договаривается с Александром Друзём о мошеннической схеме:

— Алло, Алло, Алло.
— Да, Илюша, я весь ухо.
— Александр Абрамович, здравствуйте.
— Да.
— Я чего хочу спросить.
— (перебивает) Спроси, чего хочешь.
— Вы в нашем последнем разговоре чего-то сказали про полтора миллиона. Я вам ничего не ответил. Это шутка была такая?
— Нет, ну, как. Шутка-не-шутка, но можно рассмотреть вариант.
— Ну, в принципе, сейчас время-то тяжёлое…
— Я понимаю. Ну, понятно, просто полтора лимона — это моя доля, да? А дальше, ну, можем смотреть.
— Ну, а как, хорошо, вы же с Сидневым играете. Как вы будете?
— Да, я с Сидневым и играю. Ну, смотри. Если мы до трёх дошли, то это по полтора на рыло. Я могу с ним поговорить, чтобы тоже так как-то это самое.
— Но Сиднев-то вряд ли согласится.
— Разберёмся. Раз-бе-рём-ся. Смотри. На что претендуем? Вот так. На троих?
— Ну, наверное, тогда. Вы в принципе с Сидневым достаточно мордатые, чтобы иметь право выиграть три миллиона в этой программе.
— Да, я тоже так думаю. Я тоже так думаю. Ну, хорошо, соответственно, ну, ты же понимаешь, минус 13 [процентов]
— Угу.
— То есть соответственно семьсот там, сколько там? Давай.
— То есть вы мне 700 тысяч готовы предложить, так?
— Нет, ну, я считаю, сколько это. Но 700 готов в любом случае. Но это больше получается, если на троих. Сейчас…
— Ну, там получится по 800 с лишним.
— Да, где-то так.
— Понятно. Ну, ладно, и тогда чего? Тогда я видимо в какой-то момент по телефону просто вам сообщаю ответы? Потому что ну, палевно куда-то посылать, я не хочу.
— Нет, ну, а как ты мне сообщаешь?
— Ну, как, говорю — будет такой вопрос, такой ответ. А как ещё?
— А, хорошо. Но мы в 15.30 начинаем.
— Ну, я понимаю. Соответственно я, когда выберу стек, а выберу я его завтра, соответственно я перед первой съёмкой или после первой позвоню, скажу.
— Договорились, хорошо. Но я прилетаю в Москву в 13.
— Я понял. Ладно.
— Давай, давай.
— Ок, до свидания.
— Пока.

На второй записи Бер наговаривает на диктофон свои планы по раскрытию подкупа. На третьей и четвёртой диктует Друзю вопросы и правильные ответы.

Александр Друзь и Виктор Сиднев не доступны для журналистов.

В комментарии РБК, Бер отметил, что предупредил Друзя о публикации и чтобы этого не произошло, требовал от знатока «уйти отовсюду».

Дмитрий Дибров прокомментировал скандал радио Говорит Москва:

«Ничего такого я, как ведущий, не замечаю. Ко мне никто ни с чем не обращался. Если кто-то и просил бы какие-нибудь вопросы, меньше всех это мог бы делать Александр Абрамович Друзь. Много раз он был в моей передаче. Несколько раз слетал довольно обидно на низких вопросах. Но, как правило, поднимался достаточно высоко, чтобы не просить о таких вещах. Мне кажется, Александр Друзь из числа тех, кому самому интересно. Зачем выступать Беру с таким заявлением, ума не приложу. Я бы почуял неладное, если бы Друзь хоть на один вопрос сказал «я не знаю». У меня ничего не вызвало подозрений.»

Комсомольской правде Дибров сказал:

«Я об этом ничего не знаю. Я только знаю, что при мне господин Друзь с господином Розенбаумом дошли до полутора миллионов (игра 2015 года. — Авт.), и правда, срезались — там был вопрос каверзный. Как вы догадываетесь, господин Друзь один из моих самых любимых игроков. Он не раз участвовал в игре [«Кто хочет стать миллионером?»] и то, о чем вы говорите, для меня новость. Помню остальные игры Друзя — мне прикажете считать, что и там Александр Абрамович старался какие-то договоры вести. По-моему, ему это не нужно. Он гораздо эрудированнее кого-либо вокруг него.»

Пресс-служба Первого канала сообщила Интерфаксу:

«У нас масса вопросов к этой истории, о которой мы сегодня узнали из прессы. Мы должны проверить как достоверность записей телефонных разговоров и выяснить, действительно ли собеседником Ильи Бера был Александр Друзь, так и задать ряд вопросов самому Беру. Главным является вопрос: почему, если такая ситуация действительно произошла, Бер обнародовал эти факты только сейчас, хотя программа снималась в ноябре 2018 года? Получив ответы на все эти вопросы, мы вместе с производителями программ "Кто хочет стать миллионером?" и "Что? Где? Когда?" примем решения и сообщим о них.»

Эмиль Сутовский написал в Facebook:

«Скверная история. Илья Бер в роли Глеба Жеглова ловит с поличным предполагаемого жулика. Причём не кого-то, а самого Друзя. Читерство должно быть наказано, безусловно. При этом определенная жегловщина методов мне не нравится. Но может иначе и невозможно кого-либо уличить? В любом случае, это будет чрезвычайно громкая история. Но лучше бы её не было. Подробнее - в комментах.»


Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.