Перейти к содержанию

«В движении»: Благотворительная организация «Ночлежка»

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 апреля 2020 года

«Ночлежка», помогающая бездомным людям, появилась в 1990 году в Петербурге. Здесь кормят, обогревают, помогают с документами, работой, оформлением инвалидностей, пособий, устройством в интернаты, в поиске родственников и отъезде домой, оспаривают незаконные сделки с недвижимостью и защищают права людей без дома и регистрации. Героиня сегодняшнего выпуска — директор Московского филиала благотворительной организации «Ночлежка» Дарья Байбакова. Она расскажет, как в период пандемии проходит работа с бездомными людьми и как можно их обезопасить. Интервьюирует Любовь Курьянова.

«В движении»: Дарья Байбакова в интервью через Скайп для ТРК «Русский мир»

Любовь Курьянова. Здравствуйте, дорогие друзья! Вы смотрите программу «В движении» и мы продолжаем серию онлайн-интервью. Связано это в первую очередь с бушующим по всему миру коронавирусом. Мы не хотим подвергать опасности ни наших экспертов, ни наших коллег. Категория граждан, которая находится в особенно сложном положении во время коронавируса, пандемии, это, конечно же, бездомные люди. Люди, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию. Как они переживают эпидемию, мы поговорим с директором Московского филиала благотворительной организации «Ночлежка» Дарьей Байбаковой. Дарья, здравствуйте!

Дарья Байбакова. Здравствуйте!

Любовь Курьянова. Коронавирус, все отправились домой. Кто-то на самоизоляции. Как быть людям бездомным? У которых нет дома, которые не находятся в интернате, вынуждены жить на улице?

Дарья Байбакова. Да, всё так и есть. Сейчас, к сожалению, бездомные люди — это одна из самых уязвимых категорий, потому что, во-первых, они на самом деле не могут выполнить такое, казалось бы, вроде простое для нас требование, как самоизолироваться, потому что им просто некуда уйти. Во-вторых, это люди, которые очень часто пожилые, со сниженным иммунитетом, с хроническими заболеваниями, и, в общем, это люди которые сейчас довольно уязвимы для вируса. Ещё сложность для бездомных людей состоит в том, что это мы с вами каждый день получаем разного рода информацию — в СМИ, в социальных сетях, новые меры предостережения, новые рекомендации, как себя вести, куда обращаться за помощью, а бездомный человек очень часто лишён этого информационного потока, у него нет доступа к СМИ, и к интернету. И поэтому даже какие-то простые рекомендации доходят до бездомного человека с некоторым опозданием.

Поэтому, например, мы выпустили такую листовку, короткую листовку-инструкцию, которую опубликовали на нашем сайте, и это та листовка, которую любой человек может распечатать, носить с собой, повесить в подъезде и оставлять в тех местах, где, как мы знаем, собираются бездомные люди. А так, в общем, действительно, в крупных городах сейчас большая сложность с тем, что бездомным людям просто некуда уйти.

Мы от «Ночлежки» написали обращение в Правительство Москвы и Правительство Санкт-Петербурга с просьбой развернуть дополнительные палатки, такие пункты обогрева, где на допустимом расстоянии бездомные люди могли бы укрыться и получать медицинскую помощь. А вторая наша просьба заключается в том, что сейчас, например, в Петербурге, в Москве есть круглосуточные приюты. В Петербурге они называются Домами ночного пребывания, а в Москве они называются Центрами социальной адаптации.

Но сейчас туда довольно сложно попасть человеку, потому что в Москве, например, чтобы для человека был доступен такой круглосуточный приют, у него должны быть документы со штампом последней регистрации в Москве. То есть они доступны для бывших москвичей, а таких людей в структуре бездомности Москвы очень мало. Потому что основная причина — это трудовая миграция и поэтому люди приезжают на заработки в Москву и Петербург в основном из других регионов. И поэтому мы в своём обращении просим Правительство Москвы и Петербурга ослабить на время пандемии такие требования, чтобы любой человек, вне зависимости от наличия документов и штампа регистрации, мог укрыться в государственных приютах и как-то изолироваться, чтобы не заболеть.

Логотип благотворительной организации «Ночлежка»

Любовь Курьянова. Дарья, спасибо за такой развёрнутый ответ. Но вы знаете, на самом деле эта проблема — она актуальна для всего мира. И если мы посмотрим на мигрантов в Европе, то это вообще целая проблема. В Греции уже очень сильно переживают на эту тему. Это та же категория граждан, это всё бездомные люди. Но всё-таки, говоря о вашей организации, скажите, какую помощь вы оказываете бездомным людям? И часто ли вообще к вам обращаются бездомные люди? Потому что в обществе принято считать, что это некие неудачники социума, которые оказываются за бортом жизни по тем или иным причинам.

Дарья Байбакова. Действительно, помощь бездомным людям, и вообще сама бездомность — это такая тема, которая окружена огромным количеством разных мифов и стереотипов, которые зачастую к реальности не имеют никакого отношения. И, действительно, то, что бездомность — это личный выбор человека, что бездомному нельзя помочь, это одни из самых сильных стереотипов, с которыми мы работаем. «Ночлежка» — это общественная организация, которая работает уже 30 лет. Первые 28 лет работала в Петербурге, появилась там в 1990 году, а с 2018 года работает московский филиал и мы получили такой статус межрегиональной общественной организации.

Если коротко, то задача всех проектов «Ночлежки», а их довольно много в нескольких городах, я про них подробнее расскажу, это помочь бездомному человеку выбраться с улицы — с одной стороны. А с другой стороны — построить такую систему помощи на уровне страны, которая бы помогала человеку, который оказался в ситуации бездомности довольно быстро из этой ситуации выбираться и возвращаться в обычную жизнь. Потому что мы, действительно, понимаем, что бездомность — это такая проблема, с которой сталкиваются в любой стране и невозможно сделать так, чтобы люди не теряли жильё, не ругались со своей семьёй, не оказывались на улице, их не обманывали мошенники, такие люди, действительно, всегда будут появляться в стране.

Но сейчас есть у нас такой внутренний показатель, называется «Средний стаж бездомности» — это тот период, в течение которого человек, оказавшийся на улице, находится в этом состоянии бездомности. И мы довольно внимательно следим за тем, что делается в других странах и стараемся перенимать наиболее успешный опыт. И мы знаем, что в тех странах, где на уровне государства серьёзно занимаются проблемами бездомности и выстраиванием системы помощи бездомным людям, средний стаж бездомности составляет 10-14 месяцев. То есть за этот период разные государственные и коммерческие организации подхватывают человека, и кто-то помогает ему с жильём, кто-то с трудоустройством, кто-то с восстановлением документов и человек выбирается за этот период — в среднем. В России средний стаж бездомности, по нашим данным, мы опрашиваем наших клиентов, которые приходят в разные проекты, составляет 7 лет, 7 месяцев. И это значит, что в целом на уровне государства и даже на уровне конкретного города этой системы нет, и есть огромный недостаток в государственных и коммерческих организациях, которые занимались бы этой темой.

Раздача еды на стоянке «Ночного автобуса»

Если мы говорим о проекте «Ночлежка», то к нам каждый год обращается больше 6000 человек. За 2019 год в наш проект обратилось 6 258 человек. Все наши проекты можно поделить на две категории. Первая категория — гуманитарные проекты. Эти проекты сами по себе не помогают человеку выбраться с улицы, они главным образом помогают человеку на этой улице не умереть и сохранить какое-то человеческое достоинство. Ну, например, у нас есть «Ночной автобус». Это такой автобус, который каждый будний день выезжает на 4 стоянки в Петербурге и волонтёры раздают еду и на каждой стоянке к нам приходит 50-100 человек для того, чтобы получить тарелку горячего супа и горячий чай.

Есть «Культурная прачечная», это место, где любой человек в Петербурге может постирать и высушить вещи и в чистой одежде пойти устраиваться на работу или просто в то место, где он живёт. Есть ночной приют и пункты обогрева. Ночной приют — это такая модульная конструкция, один из наших последних проектов, а пункты обогрева — это такие армейские палатки, которые мы ставим, это сезонный проект на холодное время года. И в этих палатках люди могут переночевать в тепле и безопасности. Они вечером приходят, утром уходят. Это возможность тёплого ночлега, чтобы не заботиться о том, где провести ночь.

А есть ещё у нас такая категория проектов, как, мы называем это проектами ресоциализации, и туда за 2019 год обратилось примерно 2900 человек. Это уже такие уже более сложные, мы называем это «пороговыми» проектами. Это значит, что туда приходят люди, у которых больше внутренних ресурсов для того, чтобы выбираться с улицы. Потому что, конечно, если человек уже много лет провёл на улице, внутренних сил, доверия к системе, к людям и уверенности в себе у него, конечно, с каждым годом всё меньше и меньше. Это не значит, что такому человеку нельзя помочь.

Любому человеку можно помочь. Это просто значит, что времени, которое для этого требуется, оно больше. И вот такие проекты ресоциализации, это например, наша консультационно-юридическая служба, это место, где сидят юристы, социальные работники, и любой человек может прийти, взять талончик и получить консультацию, либо долгосрочное сопровождение таких специалистов. И наш специалист помогает человеку, например, оспорить мошенническую сделку с недвижимостью, восстановить документы, найти работу, получить медицинскую помощь в случае, если его права нарушаются. И наши приюты. У нас есть несколько приютов, в которых люди могут временно жить. В среднем — в наших приютах люди живут где-то 4-5 месяцев и по нашей статистике больше половины людей, которые проходят через консультационно-юридическую службу и приюты, программы долгосрочного сопровождения, выбирается с улицы, возвращается в обычную жизнь, на улицу уже не возвращаются.

Любовь Курьянова. Дарья, через ваши руки, если так можно сказать, прошли тысячи человеческих судеб, сломанных, и вы знаете, я вспоминаю такое выражение: «Никого не интересует, как ты упал, всех интересует, как ты будешь подниматься». Скажите, вот какая история вас просто поразила, когда казалось бы, что нет выхода и ситуация очень тяжёлая, но тем не менее, всё сложилось с таким хорошим хеппи-ендом. Потому что мне хочется, чтобы сегодня прозвучала история, которая может вдохновить тех, кто, может быть, не находится в тяжёлой жизненной ситуации, понимаете, и жалуется на эту жизнь и чем-то недоволен. Как выглядит другая сторона медали?

Дарья Байбакова. Таким одним из моих личных открытий за время работы в «Ночлежке» стало то, насколько близка каждому из нас бездомность. Это тоже такой распространённый стереотип, что это особенные люди становятся бездомными, которые сильно от нас отличаются. На самом деле это не так. В общем, каждый из нас может оказаться в такой ситуации. И у нас даже есть такой тест, он в интернете есть, называется «Индекс уязвимости». Его каждый человек может пройти и там такой чат-бот задаёт вопросы, и за несколько минут вы отвечаете и получаете ваш личный индекс уязвимости и вашу вероятность оказаться на улице. И туда зашита статистика по причинам бездомности и это довольно сильно впечатляет. Потому что, например, мой личный индекс уязвимости, как я выяснила, когда ещё не работала в «Ночлежке», он 35 % и меня это довольно сильно впечатлило. Потому что мне казалось, что я работаю в крупной международной компании, родители рядом, я довольно уверенно себя чувствовала, вдруг ты понимаешь, что это на самом деле может ничего не значить, а вот есть такая довольно высокая вероятность оказаться на улице.

Пункт обогрева

Что касается истории, когда я в первый раз поехала волонтёром в ночном автобусе и, поскольку я живу в Москве, а проект работает в Петербурге, то из волонтёров никого не знала. И вот там стали собираться люди и пришёл молодой человек, с которым мы довольно долго и (а 4 стоянки занимают 4 часа времени, примерно в 6 выезжаем и к 10-11 последнюю еду раздаём) и довольно многое успели обсудить с этим молодым человеком. Где я работаю, лучше работать в офисе или дома, детей, кино, в общем, всё, что пришло в голову, и примерно к концу поездки я поняла, что этот молодой человек довольно долгое время был клиентом «Ночлежки». Что он там первые 7 лет приходил к Ночному автобусу за едой. Потом у него была зависимость — он жил в нашем приюте, где живут люди с алкогольной зависимостью, исправлялся. Потом он получал сопровождение юристов и социальных работников.

И это было в течение 10 лет примерно. И вот передо мной человек, которого я никогда в жизни не могла бы отличить ни от коллег из офиса, ни от своих друзей. Человек выбрался, женился, устроился на работу и теперь ездит волонтёром на этом же самом Ночном автобусе, рассказывает людям, которые сейчас приходят за тарелкой супа и горячим чаем о том, что он тоже был в их очереди, и вот так ему удалось справиться и это, возможно, есть место, куда можно обратиться. И это вот такая история, которую я помню уже много лет.

Любовь Курьянова. Дарья, скажите, пожалуйста, как каждый, кто смотрит эту программу сегодня, у кого есть желание, может принять участие в деятельности Благотворительной организации «Ночлежка»?

Дарья Байбакова. У нас есть сайт, который звучит, как Homeless.ru или Ночлежка. РФ. Сейчас довольно непростые времена, потому что в связи с пандемией и с финансовым кризисом, который мы все испытываем на себе, у нас растёт количество клиентов, потому что как обычно это бывает в такие кризисные времена, люди легче теряют работу, легче теряют возможность снимать жильё, они переезжают чаще в другие города в поисках работы, а это основная причина бездомности сейчас в крупных городах в России.

И поэтому количество клиентов, которые будут к нам приходить, количество наших подопечных будет с каждой неделей увеличиваться. При этом среднее пожертвование, поскольку та же сложная экономическая ситуация, оно снижается. Поэтому сейчас, для того, чтобы наши проекты продолжали работу, и мы могли продолжать помогать этому увеличивающемуся количеству людей, нам сейчас очень важна финансовая поддержка и на нашем сайте можно оформить регулярное или разовое пожертвование на любую комфортную сумму.

Кроме того, на нашем же сайте есть анкета волонтёра. Если вы живёте в любом городе, можно заполнить и оставить анкету. Волонтёры с вами свяжутся. Волонтёры — это огромный ресурс и сила «Ночлежки», они есть и в Москве, и в Петербурге, и в других городах. И многие наши проекты, многие наши задачи реализуются только потому, что у нас есть люди. Кто-то помогает нам раздавать еду, кто-то переводит для нас материалы иностранных организаций, кто-то помогает нашему клиенту составлять обращение в какие-то инстанции. В общем, много разных задач, за которые, пользуясь случаем, большое спасибо всем волонтёрам, которые нам помогают.

Любовь Курьянова. Дарья, спасибо вам большое за это интервью. Я желаю вам удачи, достойно пройти все трудности и связанные не только с пандемией, но и с экономическим кризисом. И, конечно же, я желаю, чтобы ваша организация в скором времени закрылась, и у вас не было больше клиентов. Спасибо вам большое. Удачи!

Вы только что услышали живые истории, увидели организацию и познакомились с человеком, который каждый день помогает тем, кто нуждается в этой помощи больше, чем мы с вами. И вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, и сокрушаться по поводу того, что вам приходится сидеть дома, что вы изолированы, что вам тяжело, что вас что-то не устраивает в этом мире, обратите внимание на тех, у кого нет этого дома. Спешите делать хорошие дела! Принимайте участие в проектах благотворительной организации «Ночлежка». И вам обязательно вернётся добро в несколько раз больше! С вами была программа «В движении». До новых встреч и до свидания!

Ссылки

[править]
  • Сайт благотворительной организации «Ночлежка»: homeless.ru.
  • ТРК «Русский мир»: tv.russkiymir.ru.

Источники

[править]
Эта страница создана участником Lubov kurjanova в рамках конкурса «Останься дома с Викиновостями».

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.