Перейти к содержанию

Администрация Екатеринбурга взыскала с горожан более 27 млн рублей субсидий на коммуналку

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

15 июля 2019 года

Более 27 миллионов рублей с 2017 года взыскало Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга с жителей города. Эти средства были ранее выданы горожанам в качестве субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Здание Администрации города Екатеринбурга

Викиновости сообщали, что с конца 2018 года Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга стало активно подавать иски к гражданам с требованием вернуть субсидии на оплату коммуналки. Причем Управление требует вернуть субсидию за 2014—2016 годы, то есть за периоды, по которым в основном истек срок исковой давности.

Вал исков к гражданам нарастал в 2019 году. В Администрации Екатеринбурга корреспонденту Викиновостей сообщили, что за 2017 год было подано 5 исков такого рода, за 2018 год — уже 98 исков. Корреспондент Викиновостей посчитал по сайтам районных судов Екатеринбурга, что за май 2018 года только в районные суды Екатеринбурга поступило 25 исков о взыскании субсидий.

Каждый иск на сумму более 50 тысяч рублей. А ведь есть еще мировые судьи, которые рассматривают иски Управления к тем гражданам, которым выплачено менее 50 тысяч рублей субсидии.

В июне 2019 года волна исков к горожанам несколько спала. За июнь 2019 года в районные суды города было подано всего 10 исков о взыскании с горожан субсидий. Из них 6 исков ранее подавались.

Дело в том, что в Екатеринбурге нет единообразной судебной практики по искам о субсидиях. Не определены два важных момента. Во-первых, непонятно с какого момента исчислять срок исковой давности. Во-вторых, неясно достаточен ли для удовлетворения иска чиновников сам факт несовпадения данных о доходах, которые представил получатель субсидии.

Черная зарплата лишает гражданина права на субсидию

Основанием для подачи иска каждый раз служит ответ из налоговой инспекции. Управление ЖКХ Администрации Екатеринбурга подает запрос в налоговую инспекцию о проверке достоверности доходов получателей субсидии. При этом сдают в налоговую инспекцию копии справок о доходах, которые предоставил получатель субсидии.

Налоговая инспекция проводит сверку представленных получателем субсидий данных о доходах с теми данными, что подал работодатель получателя субсидии. Если есть расхождения, то об этом налоговая инспекция сообщает Управлению. ЖКХ, но никогда не конкретизирует в чем именно расхождения: в большем или меньшем размере указал гражданин свои доходы.

Управление ЖКХ наличие любых расхождений между заявленными доходами получателя субсидии и теми данными, что имеются в налоговой, однозначно считает основанием для подачи иска к гражданину: мол, верните всю субсидию. Поэтому с конца 2018 года в суды Екатеринбурга пошел вал однотипных исков о возврате субсидий за 2014—2016 годы.

Ситуация с недостоверностью особенно проблемна, так как в Екатеринбурге ряд получателей субсидии имел «черную» зарплату, с которой работодатель не платил налогов. Соответственно налоговая инспекция сообщает Управлению, что не имеет сведений о доходах этих граждан. Управление в исках утверждает — раз данные недостоверны (хотя бы и в плане получения «черной» зарплаты), то получатель обязан вернуть всю субсидию.

С «черными» зарплатами вопрос судьи решают по-разному: либо удовлетворяют иск Управления полностью, либо отказывают. Причем разнобой наблюдается даже в рамках одного суда: разные составы могут придерживаться разного мнения.

Формально в России не прецедентное право. На самом деле, как пояснили корреспонденту Викиновостей юристы Екатеринбурга, судьи обычно применяют закон по аналогии — берут уже вступившее в законную силу решение по аналогичному делу и списывают оттуда правовую позицию.

6 сентября 2018 года Свердловский областной суд указал Управлению, что сам по себе факт расхождений между данными о доходах гражданина в налоговой инспекции и в справках, которые гражданин подал на субсидию, не дает права на взыскание субсидии.

В этом случае Управление должно провести перерасчет субсидии с учетом скрытых доходов гражданина и взыскивать только разницу между той субсидией, что получится при перерасчете и той субсидией, что гражданину заплатили. А раз Управление такой расчет не провело, то областной суд ему в иске отказал.

Проблема заключается в том, что видимо не все судьи Екатеринбурга знают про эту мотивировку. Иначе невозможно объяснить, почему судья Верх-Исетского районного суда Алия Мурзагалиева заставляет чиновников пересчитывать субсидию с учетом скрытых доходов гражданина, а ее коллега судья Орлова удовлетворяет аналогичные иски без всякого перерасчета.

Такой же разнобой идет и в отношении получателей «черных зарплат». По таким искам, казалось бы возможно только отказное решение — ведь Свердловский областной суд возложил на Управление обязанность доказывать факт скрытия гражданином доходов. Однако никакого единообразия практики даже в рамках одного суда не наблюдается.

Судья Кировского районного суда города Екатеринбурга Наталья Маркова в решении по иску к Людмиле Ищенко установила, что сам по себе факт получения членами семьи ответчицы (чьи доходы учитывались при исчислении субсидии) «черной зарплаты» не лишал гражданку права на субсидию.

Другая судья того же Кировского суда Юлия Глушкова в решении по иску к гражданке Оружбековой заняла противоположную позицию. Глушкова посчитала, что раз налоговая инспекция не подтвердила факта получения мужем Оружбековой каких-либо доходов, то справки от работодателей Оружбекова недостоверны. Следовательно, Оружбекова должна вернуть всю субсидию.

Разнобой в сроках исковой давности

В России действует трехлетний срок исковой давности — обратиться в суд можно только в течение трех лет со дня нарушения права. Однако в Гражданском кодексе Российской Федерации не определена единая дата отсчета срока исковой давности. По сути Гражданский кодекс дает три варианта отчета этого трехлетнего срока.

Статья 196 Гражданского кодексе Российской Федерации указывает, что срок исковой давности составляет три года. Статья 200 того же Кодекса сообщает следующее:

«Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права»

Но та же статья 200 Гражданского кодекса дает и третий вариант начала отсчета срока исковой давности:

«По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения»

Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга выбрало наиболее выгодный для себя вариант отсчета срока исковой давности.

Представители администрации заявляют в судах, что вовсе не обязаны проверять доходы получателя субсидии при предоставлении субсидии. При этом с 2014 года действует пункт 42(1) федеральных Правил назначения субсидии, который указывает, что орган, назначающий субсидию, перед назначением проводит проверку достоверности и полноты предоставленных заявителем сведений о доходах.

Срок исковой давности представители городской администрации отчитывают со дня, когда они получили ответ из налоговой инспекции, который сообщает, что данные о доходах заявителя и (или) членов его семьи недостоверны. При таком подходе Управление может проверить получателя субсидии в любой момент и взыскивать за любой период выплаты.

С применением сроков исковой давности в судах Екатеринбурга также полный разнобой. Одни районные судьи соглашаются с позицией Управления и отсчитывают срок исковой давности от дня, когда чиновники узнали о недостоверности. Например, судья Ольга Маслова (Чкаловский районный суд города Екатеринбурга) по иску к многодетной матери Лилии Х. указала, что срок исковой давности по субсидии, выплаченной в 2014 году, надо исчислять с 2016 года — когда Управление узнало о недостоверности данных о доходах Лилии.

Аналогичной позиции придерживается судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга Ольга Василькова в решении по иску к многодетной матери Александре Ч.

А вот судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Алия Мурзагалиева отсчитывает срок исковой давности (в решении по иску к Алексею Двинянинову) по каждой ежемесячной выплате субсидии отдельно. Началом течения срока исковой давности Мурзагалиева считает день выплаты субсидии гражданину. В результате Управлению Мурзагалиева отказала в большей части иска по сроку давности.

Итог исков - более 27 млн рублей
Письмо Министерства социальной политики Свердловской области от 15 июля 2019 года

Субсидии финансируются за счет средств бюджета Свердловской области. Поэтому по федеральным методическим рекомендациям необоснованно полученная субсидия должна возвращаться в бюджет Свердловской области. От областной власти надзором за назначением субсидий занимается Министерство социальной политики Свердловской области.

Корреспондент Викиновостей обратился к областным властям. В ответе от 15 июля 2019 года Министерство социальной политики Свердловской области сообщило, что с 2017 года Управление ЖКХ Администрации Екатеринбурга взыскало в бюджет Свердловской области субсидии на сумму превышающую 27 млн рублей. Судя по статистике исков, это средства, присужденные в основном в конце 2018—2019 годах.

Впрочем, областная власть не очень довольна политикой городской власти в сфере субсидий. В том же письме от 15 июля 2019 года Министерство сообщило корреспонденту Викиновостей, что в Управлении была проведена проверка, которая выявила недостатки в проведении проверок сведений о доходах граждан-получателей. Эти недостатки «рекомендовано» устранить.


Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.