Перейти к содержанию

Как отбывают работы участники уличных акций в Екатеринбурге

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

21 июля 2021 года

Более 70-ти участников общероссийских протестных акций в Екатеринбурге получили в 2021 году от 20 до 80 часов обязательных (неоплачиваемых общественных) работ. Корреспондент Викиновостей выяснил, кто и где будет их отбывать.

Здание Верх-Исетского районного суда, который назначил 27 участникам январских акций в Екатеринбурге обязательные работы в 2021 году

23 и 31 января 2021 года в ряде городов России прошла третья общероссийская несанкционированная массовая акция за освобождение одного из российских политиков. В Екатеринбурге акции собрали несколько тысяч человек.

По итогам акций полиция составила более 100 протоколов по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ. К настоящему времени не менее 72-х участников январских акций получили от 20 до 40 часов обязательных работ.

Массовое назначение обязательных работ стало неожиданностью для екатеринбургских оппозиционеров. По ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрено два вида наказания — административный штраф (от 10 тысяч до 20 тысяч рублей) или обязательные работы на срок от 20 до 40 часов.

До 2021 года в Екатеринбурге суды назначали, как правило, минимальный штраф — 10 тысяч рублей. Организаторы крупных акций, как правило, выплачивали эти штрафы за их участников (если привлекаемый участник обжаловал решение о штрафе в Свердловском областном суде, но областной суд оставил решение без изменения).

Обязательные работы до 2021 года в Екатеринбурге районные суды назначали участникам акций по сути в единичных случаях. Да и то, в 2019 году Свердловский областной суд заменял решения о работах на штрафы.

В 2021 году Свердловский областной суд заменил работы на штраф только Евгению Ройзману и депутату Екатеринбургской городской думы Константину Киселеву. Жалобы остальных участников акции на незаконность обязательных работ были отклонены.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, проверив две жалобы из Екатеринбурга (по делам в отношении Алексея Школы и Александра Чибышева) также оставил решения о работах без изменения.

При этом не сработал даже аргумент защиты Чибышева о том, что назначение данных работ противоречит постановлению Конституционного суда Российской Федерации 2013 года. Хотя в 2019 году этот аргумент приводил к замене работ на штраф в Свердловском областном суде.

В итоге к настоящему времени в отношении не менее 72-х лиц, которые были привлечены за январские акции, вынесены судами Екатеринбурга вступившие в законную силу решения об обязательных работах. Минимальный срок — 20 часов, максимальный срок — 80 часов (несколько человек получили по два срока работ — и за акцию 23 января и за акцию 31 января).

Корреспондент Викиновостей решил выяснить, сколько из этих 72-х человек реально отбыли работы, а сколько даже не привлекались к отбытию.

Судья Свердловского областного суда Наталья Краснова, рассматривавшая апелляции по статье 20.2 КоАП РФ и оставлявшая решения о работах без изменения

Сам факт вступления в силу решения суда о наказании вовсе не значит, что наказание будет отбыто. Конечно, за уклонение от отбытие обязательных работ полагается наказание — административный арест или большой штраф.

Но корреспонденту Викиновостей известны примеры, когда в 2017 и 2019 годах в Екатеринбурге по 20.2 КоАП РФ работы назначались, но реально не отбывались.

Следить за отбытием работ должен судебный пристав отдела того района Екатеринбурга, где зарегистрирован «отработчик». Суд передает в службу судебных приставов решение о работах, на основании которого судебный пристав возбуждает исполнительное производство. Данное производство находится в общедоступном банке данных.

Корреспондент Викиновостей проверил по базе данных приставов решения по всем 72-м «отработчикам». Причем проверял неоднократно — в июне — июле 2021 года.

Проверки показали, что только по 20 «отработчикам» из 72-х у судебных приставов возбуждены исполнительные производства. По остальным «отработчикам» никаких сведений о том, что исполнительные производства значатся как возбужденные.

В одном из судов корреспонденту Викиновостей предложили использовать такой метод проверки исполнения наказания в отношении конкретного «отработчика»: посмотреть наличие в карточке дела на сайте суда сведений о сдаче дела в архив. Если такая отметка стоит, то наказание отбыто.

Корреспондент Викиновостей проверил карточки дел «отработчиков». Однако никаких данных о том, что дело сдано в архив в карточках не нашел. Таким образом, в настоящее время большинство «отработчиков» к отбытию наказания не привлекались.

Тем не менее, несколько человек работы отбыли. Об одном из них — внештатном фотографе 66.ру Алексее Школе, убиравшем территорию у здания районного суда — СМИ писали. Однако в дальнейшем корреспонденту Викиновостей не удалось найти в СМИ сведений об остальных «отработчиках».

Защитник другой «отработчицы» сообщил корреспонденту Викиновостей сообщил, что его подзащитная отрабатывала в военном комиссариате.

Тем не менее, один из «отработчиков» К. рассказал корреспонденту Викиновостей, как отбыл наказание летом 2021 года в Чкаловском районе города Екатеринбурга.

Решение о назначении 20-летнему К. 30 часов обязательных работ вступило в силу в апреле 2021 года. В июне 2021 года он по вызову судебного пристава приступил к работам в Чкаловском районе Екатеринбурга. Как и в случае со Школой и с помянутой гражданкой, отрабатывавшей в военкомате, между вступлением решения о работах в законную силу и вызовом на отработку прошло несколько недель.

По КоАП РФ обязательные работы отбываются в свободное от работы (учебы) время не более, чем по 4 часа в день. За работу «отработчик» не получает ни копейки. Судебный пристав направляет «отработчика» в организацию (учреждение), сотрудник которой должен отчитаться о выполненной работе.

Список организаций, где проходит отработка, определяется органом местного самоуправления — в данном случае Администрацией города Екатеринбурга. При этом в КоАП РФ не сказано, что организация должна быть обязательно муниципальной формы собственности.

К. отбыл 30 часов за 9 дней. За его работой надзирал сотрудник управляющей компании, который фотографировал его работу.

Сотрудник ставил ему столько часов, сколько К. реально отработал. К. пояснил, что даже не пробовал договориться на приписку неотработанных часов. Во время каждого часа работы разрешался 10-ти минутный перерыв. К. пояснил, что отрабатывал «в выходные по 4. В будни когда как».

Теоретически можно было отрабатывать по 4 часа в день, но К. почувствовал, что физически (несмотря на молодой возраст) столько из-за постоянной работы не отбудет.

К. (по его словам) фактически работал дворником. В частности, убирал спиленные ветви деревьев на улице. При этом он отрабатывал один. То есть один «надзиратель» на одного «отработчика». Все необходимые для отработки средства (вроде перчаток) К. были выданы сотрудником управляющей компании.

Интересно, что в российском уголовном праве есть точно такой же вид наказания — «обязательные работы».

Этот вид наказания отбывается на тех же условиях, что и обязательные работы, назначенные по КоАП РФ: бесплатно, в районе регистрации гражданина, не свыше 4 часов в день, в организации, определяемой органом местного самоуправления. Разница в размере сроков (уголовно осужденным дают и по 300 часов и по 400 часов) и в ответственности за уклонение от работ.

Тем не менее, в Екатеринбурге приняты меры, почти исключающие совместную отработку «административных» и «уголовных» «отработчиков». Так, в 2019 году Администрация Екатеринбурга нормативным документом исключила здания судов и отделов полиции из числа мест, где могут отработать уголовно осужденные. То есть «административный отработчик» в здании суда и отделе полиции может отрабатывать, а «уголовный отработчик» нет.

Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области так описало данную ситуацию в ответе корреспонденту Викиновостей:

«В соответствии с постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.07.2019 № 1823 «О внесении изменений в постановление Администрации города Екатеринбурга от 08.08.2016 № 1593» отбывание наказания в виде обязательных работ на территории судов и полиций исключено из перечня организаций, на которых осужденные отбывают наказание.»

Вторым отличием (чисто практическим) стала организация работ. «Уголовные отработчики», как сообщил корреспонденту Викиновостей осужденный Е., отработавший на кладбище Екатеринбурга осенью 2020 года, собираются в некие «бригады», которые и отрабатывают.

При этом, как пояснил Е., были случаи, когда осужденные выполняли задание, а им ставили «смену». То есть имели место приписки часов.

У «административных отработчиков» (как пояснили опрошенные корреспондентом Викиновостей) отработка обычно носит индивидуальный характер как у К.: на 1 «отработчика» — 1 «надзиратель».

Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.