Перейти к содержанию

Суд приговорил фотожурналиста к обязательным работам за съёмку акции Алёхиной на Лубянке

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

22 декабря 2017 года

В четверг, 21 декабря 2017 года, судья Мещанского районного суда города Москвы Юлия Мордвина приговорила фотожурналиста Дениса Бочкарёва к 60 часам обязательных работ за съёмку акции Марии Алёхиной. Накануне, в День работника органов безопасности 20 декабря, когда ведомство отмечало своё столетие, участница Pussy Riot вывесила на здании ФСБ на Лубянке баннер с надписью «С днём рождения, палачи». За это организатора и участника акции Марию Алёхину суд приговорил к 40 часам общественных работ. Протоколы в отношении Алёхиной и Бочкарёва составлены по части 6.1 статьи 20.2 КоАП (участие в несанкционированной демонстрации, повлекшей создание помех доступу граждан к объектам транспортной или социальной инфраструктуры).

Акция Марии Алёхиной «С днём рождения, палачи» возле главного здания ФСБ, в День работника органов безопасности Российской Федерации 20 декабря 2017 года, когда ведомство отмечало своё столетие.
Фото: Денис Бочкарёв, подарок без тортика, CC BY-SA 4.0.

Утром 20 декабря Мария Алёхина и Ольга Борисова подошли к зданию ФСБ на Лубянке с баннером «С днём рождения, палачи».

Во время акции
«С днём рождения, палачи»

Снимать акцию приехали фотографы Андрей Золотов и Денис Бочкарёв.

Девушки развернули плакат у одного из глухих входов в здание ведомства, несколько минут позировали для журналистов, привязали баннер к заграждающей вход решётке и собрались уходить. Ольга Борисова успела беспрепятственно покинуть перформанс. Марию Алёхину и журналистов задержали работники правоохранительных органов.

Всех их отвезли в ОВД «Мещанское». Там к ним больше четырёх часов не допускали адвоката. На всех троих составили протоколы по части 6.1 статьи 20.2 КоАП (участие в несанкционированной демонстрации, повлекшей создание помех доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры).

Причём полицейские потребовали от журналистов предоставить «редакционные задания».

Около 16:30 сотрудники «Открытой России» доставили в отделение полиции «редакционное задание» своего сотрудника — Золотова, после чего того отпустили.

Во время акции
«С днём рождения, палачи»

Алёхину и Бочкарёва оставили в ОВД на ночь дожидаться суда.

Тем временем бывший православный активист Дмитрий Энтео также устроил акцию на Лубянке. Он прикрепил к зданию ФСБ наклейки «Здесь чекисты убивали людей» и разбил небольшой бюст народного комиссара внутренних дел Феликса Дзержинского.

В своём Твиттере Дмитрий написал:

«Общественный проект #декоммунизация только что провел акцию против порочной преемственности террористической организации ВЧК с современными органами государственной безопасности у здания ВЧК. Там чекисты убивали людей.»

Акцию Энтео освещали журналисты «Дождя» Владимир Роменский и Владимир Комиссаров. Всех их также задержали.

Примерно через три часа журналистов телеканала отпустили без составления протоколов, заставив написать объяснительную.

Таким образом, из всех задержанных на акциях журналистов обвинение было предъявлено только Денису Бочкарёву, который остался в камере до суда.

По факту задержания журналиста вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения, продюсер Мария Мускевич опубликовала заявление на сайте организации:

Вчера утром возле здания ФСБ, во время выполнения редакционного задания гильдии неигрового кино и телевидения (съемка эпизода для фильма и интервью с Марией Алехиной), был задержан оператор-документалист Денис Бочкарев.

Бочкарева доставили в ОВД Мещанский, где он провел ночь с 20 на 21 декабря и где он находится в настоящий момент. Сегодня над Бочкаревым состоится суд по КоАП РФ статье 20.2, пункт 6.1 «Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры».

Я, как член индустрии документального кино, выражаю свой протест против данного факта. Денис Бочкарев не имел никакого отношения к данной акции, не был ее соучастником, но занимался видеофиксацией данного процесса. Как любой документалист в нашей стране, он имеет право выполнять видеосъемку своих героев для фильмов и видеороликов и заниматься журналистской деятельностью, даже не имея журналистского удостоверения, так как он является документалистом и выполняет свою работу в рамках своей профессии.

Я подчеркиваю, что все без исключения режиссеры документального кино и видеооператоры на данный момент являются абсолютно незащищенными от незаконных задержаний, так как у них нет, в отличие от журналистов, ни статуса сотрудников СМИ, ни редакционных удостоверений, ни редакционных заданий.

Они не в состоянии иметь эти документы для съемки каждого эпизода. Эта ситуация является возмутительной, унизительной для человека творческой профессии, для человека, который занимается съемкой документального кино и должна быть предметом возмущения всего сообщества документального кино без исключения, а также правозащитного сообщества.

От себя лично я сделаю все необходимое, чтобы разрешить эту ситуацию, не допустить дальнейших задержаний Дениса Бочкарева, а также повторения подобной ситуации в отношении каких-либо других документалистов России.

Эта ситуация противоречит здравому смыслу, противоречит самой профессии документалиста, который наравне с журналистами, имеющими статус журналиста, имеет право выполнять видеосъемку своих героев на улице и не быть задержанным по придуманным поводам и подтасованным статьям.

Во время акции
«С днём рождения, палачи»

В свою очередь, Профсоюз журналистов и работников СМИ пояснил:

Отмечаем, что наличие редзадания — не обязательное условие для работы журналиста. По закону о СМИ журналист для подтверждения своего профессионального статуса обязан «предъявлять свое редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста»[1]. В качестве «иного» документа в российских СМИ исторически сложилась практика выдачи журналистам пресс-карт. Эти документы должны быть достаточными для подтверждения профессионального статуса журналиста, но полиция регулярно вставляет палки в колеса, требуя редзадание. При задержании на акции журналиста приравнивают к ее участнику.

На следующий день Марию и Дениса доставили на судебный участок № 410 в Мещанском районе. Их интересы представлял адвокат «Открытой России» Олег Елисеев.

Во время акции
«С днём рождения, палачи»

Вначале прошло заседание над Марией Алёхиной.

На суде Мария пояснила:

«Мы вышли с акцией «С днём рождения, палачи». Современная ФСБ — это тоже террористическая организация.»

Активистка заявила, что принесла к Лубянке не «плакат», а «подарок». Во время акции она стояла у «глухой» технической двери, заделанной постоянной решёткой, не загораживала вход в здании ФСБ и никому не мешала пройти.

Во время акции
«С днём рождения, палачи»

Кроме того, она подчеркнула, что задержанные журналисты в акции участия не принимали:

«Меня задержали одну. В ту комнату, где я была, привели Дениса и Андрея (журналистов — ВН), они в акции не участвовали.»

Судья Юлия Мордвина не прислушалась к словам Алёхиной и её адвоката и признала Марию виновной в участии в пикете из трёх человек без подачи уведомления, что нарушает закон о собраниях и митингах. Мордвина назначила Алёхиной 40 часов обязательных работ.

Следом началось заседание по делу Дениса Бочкарёва.

До начала заседания Гильдия неигрового кино и телевидения доставила в суд «редакционное задание» Дениса, которое судья согласилась приобщить к материалам дела.

Денис пояснил, что приехал к Лубянке взять интервью у Алёхиной, сам в акции не участвовал и проходу граждан не мешал. После задержания у него изъяли фотоаппаратуру.

Однако судья не приняла во внимание показания журналиста и приобщённого к делу «редакционного задания», признала его виновным в нарушении п. 6.1 статьи 20.2 КоАП и приговорила к 60 часам обязательных работ.

После окончания судебных процессов Олег Елисеев сообщил журналистов, что обжалует оба решения суда.

Во время акции
«С днём рождения, палачи»

По итогам заседаний Профсоюз журналистов и работников СМИ выступил с заявлением:

Фотографа, снимавшего акцию Марии Алехиной Дениса Бочкарева признали виновным, несмотря на редзадание, и дали 60 часов исправительных работ.

При этом судья признала Бочкарева журналистом, выполнявшим редакционное задание, и одновременно — участником акции (sic!)

Этот кейс похож на разбирательство по делу Софико Арифджановой, которая была задержана 26 марта этого года на протестной акции. Суд счёл ее участницей и журналисткой одновременно, сейчас дело дошло уже до Мосгорсуда, вердикт не изменён (уточняется).

Адвокат Бочкарева Олег Елисеев заявил Профсоюзу, что «решение суда несовместимо с законом» и сообщил, что апелляционное заявление будет подано уже завтра.

Профсоюз журналистов шлёт лучи солидарности Денису Бочкареву и радуется, что он хотя бы отпущен домой. Мы не согласны с решением суда и рассматриваем варианты участия в апелляционном процессе.

Мы считаем, что необходимо начинать кампанию против преследования журналистов за, по сути, выполнение ими своих профессиональных задач.

Сразу после освобождения Денис Бочкарёв опубликовал созданные им работы под свободной лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International. Сейчас они загружены в Викисклад и доступны для использования в проектах Викимедиа и всему журналистскому сообществу.

Несмотря на «административный» протокол, Денис опасается, что его могут обвинить в более тяжких преступлениях, которых он не совершал. Вот что сегодня он написал у себя в Facebook:

В среду, во время съёмки www.facebook.com/denfoto/media_set?set=a.10155237202620863.1073741941.658025862 с Masha Alekhina у меня были эти камеры, с этими стёклами, после съёмки я дёрнул бегом, услышав стук копыт топтуна сзади и окрики «стоять!». неприятно было вообще убегать, и я не молод, много курю и редко бегаю, но тут хотел уйти чтоб сохранить материалы. я бежал с одной из этих камер на поясе, со второй камерой в руках и довольно тяжелым ещё рюкзаком — бежал в противоположную стука копыт сторону — к перекрёстку лубянской площади, на котором меня уже ждали несколько полицейских, дпсников и людях в форменных штатских костюмах — во время моросящей московской зимы — отчётливо видно что это именно форма. Крики «Стоять!» перемежались криками «держи его!» и не только уже сзади, но и из раций ближайших ко мне сотрудников. Дальше перекрёстка бежать не имело смысла — со свех сторон был окружён и, меня принял в объятия большой ФСО-ДПСник (сомневаюсь, что простой ДПСник стоит на том перекрёстке, но у него была жилетка ДПС) он ухмылялся раскинув руки, почти крича перед захватом «ну иди, иди сюда!» сильно обхватил и пытался повалить. Сзади меня хватали какие-то в штатском, я был занят тем, что пытался устоять на ногах и закрепить камеру, что была в руках, на надёжную защёлку в поясном креплении, чтоб её не смогли вырвать. меня схватили двое полицейских, штатские отпустили, какой-то сотрудник начал требовать документы, я препирался с ним на предмет оснований проверки, всё ещё пытаясь закрепить на поясе камеру. ДПСник выходил из моего поля зрения, тут внезапно оказался передо мной, тыкая себя в опухшую красную губу и крича мне «видишь, что ты мне сделал?» я ответил конечно, что руки заняты камерами и опущены, и что никак ничего ему «сделать» не мог, но он кричал «будем разбираться», усиленно специально демонстративно тыкая себя рукой в жёсткой перчатке в и так распухшую уже губу и спрашивая у держащих меня полицейских «вы же видели? вы свидетели?» они утвердительно отвечали и, я вспомнил «сколотую зубную эмаль» по одному из процессов 6 мая. мне стало немного стрёмно. Он проорал «будем разбираться!» и дальше уже появился штатский, который видимо координировал его действия и меня повели в приёмную ФСБ, где заставили форматировать флешки. После, ни в ложных рапортах сотрудников в ОВД, ни в суде, этот эпизод не всплыл, но и по 6 мая несколько административок потом превратились в уголовные дела, так что некоторый повод для беспокойства у меня есть, потому и пишу, надеясь не только на перепост, но и на реальную публикацию в официальных СМИ.

Примечания

[править]

Источники

[править]
Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.
  • Мне говорили представители "Руси Сидящей", что в Москве суды за административку не назначают обязательные работы, так как непонятно, где и как их отбывать. Однако оказывается нашлась судья, которая назначила Иван Абатуров (обсуждение) 19:59, 22 декабря 2017 (UTC)
  • Это уже совсем... Ну как после этого не сказать про путина, что быть "гарантом Конституции" это не его... --S, AV 14:12, 23 декабря 2017 (UTC)
  • Странно как-то. А чем закончилось? DENAMAX (обсуждение) 01:42, 11 февраля 2018 (UTC)
    • Закончилось неплохо и немножко непредсказуемо. Но там нет события не о чем писать. --cаша (krassotkin) 07:13, 11 февраля 2018 (UTC)