Судьбу Ярославского музея-заповедника обсудили на Круглом столе
28 октября 2013 года
В 2012 году Ярославская епархия потребовала вернуть ей здания Ярославского музея-заповедника, Ярославского художественного музея и Переславского музея-заповедника. В Ярославле это Спасо-Преображенский монастырь и несколько церквей, в Переславле это Успенский Горицкий монастырь.
Готовясь к неизбежному переезду, 23 октября 2013 года Ярославский музей провёл Круглый стол, чтобы обозначить проблемы в музейной работе и обсудить возможные пути своего развития. Вопрос был поставлен прямо и чётко. Посетители и специалисты в области музейного, архитектурного, туристического дела — каким вы видите Ярославский музей-заповедник? Каким вы видите образ обновлённого музея?
Вот как ответили участники Круглого стола, собравшись в зале «Классика».
Юрий Иванович Аруцев, Ярославское историко-родословное общество
[править]— Мы обсуждаем будущее музея сами с собой, не имея никакой государственной поддержки. Будучи врачом по профессии, я привык мыслить реальными категориями. Сейчас у меня нет повода для оптимизма, потому что два-три года, за которые должен выехать музей — это критически малое время. За такое время у нас ничего не успеют сделать. Куда переедут экспонаты? Нет ответа. Где они будут храниться? Нет ответа. Если музей будет располагаться на окраине города, туда никто не пойдёт, и деньги от экскурсионных программ уйдут из города и уже не вернутся.
Музей создаётся не в один год, его сотрудников надо растить десятилетиями. Если Русская православная церковь и правительство в лице Путина озабочены этим, тогда зачем нам говорить о помещении? Эта тема не должна и возникать. Но если они не озабочены, тогда наш сегодняшний разговор носит чисто декоративный характер.
Марина Владимировна Васильева, и. о. директора Ярославского департамента культуры
[править]— На нашем собрании государство представлено департаментом культуры. Однако все члены правительства Ярославской области знают о ситуации с музеем: и губернатор, и его заместитель по социальной политике, и руководитель комитета по культуре Ярославской думы. Ярославское правительство понимает серьёзность вопроса.
Обсуждая с епархией сроки переезда, мы объяснили, что это не может быть срочным делом. Сейчас пока нельзя сказать, что и куда переедет. Из газет вы знаете, что вопрос о бюджете Ярославской области очень тяжёлый и сложный. Нам сразу не построят здание и не дадут денег. Я могу точно сказать, что Ярославская епархия понимает эти проблемы. У нас был отец Тихон Шевкунов, который представляет совет по культуре при московском патриархе и возглавляет комиссию по взаимодействию с музейным сообществом. Он приезжал сюда в апреле 2013 года. Поэтому неправильно думать, что в таком-то году музей закроется и сотрудников выставят на улицу. Такого разговора не было и так вопрос не ставился.
Светлана Борисовна Даниленко, директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий
[править]— Переехав в новое здание, каким бы оно хорошим ни было, музей должен остаться в центре города. На окраине музею не выжить. Давайте посмотрим на соседнюю Кострому, где музей вывели из Ипатьевского монастыря. Думаете, туристы идут в музей? Нет, они продолжают ходить в Ипатьевский монастырь. Потому что музеи есть в каждом городе, их экспозиции в принципе повторяют друг друга, построены по общей схеме.
Я сорок один год работаю с туристами и очень хорошо помню слова Бориса Васильевича Емельянова. Это был самый методический методист в Центральном совете по туризму, он говорил так: «Проплыву по Волге на теплоходе, и в каждом городе начинается, вот убивают мамонта в каждом музее, и вот война, и советская экспозиция, съезды и прочее». Сейчас, конечно, музеи другие, они преобразились, но всё равно эта основа проходит по всем городам.
Для туриста перевод музея из Спасо-Преображенского монастыря не уменьшит интереса к монастырю. Туристы смотрят территорию и здания. В критической ситуации, если теплоход задерживается, я могу обратиться к музею и перенести время экскурсии на час, на два. В монастыре этого не будет. Как же составить туристам программу по Ярославлю без Спасского монастыря и без музейных церквей? Как показать город XVII века?
Алла Валерьевна Хатюхина, директор Ярославского художественного музея
[править]— Мы обсуждаем две проблемы музея. Первая проблема в том, что мы не знаем привязку к территории. Мы не знаем, где будет построен депозитарий для хранения, и мы не знаем, где будут здания для экспозиции. Эти два здания могут быть разнесены. Депозитарий может находиться на окраинах, а выставочный блок должен быть в центре города. И первое, что должен сделать музей — это определить площадь для хранения своей коллекции и посчитать квадратные метры для экспозиции.
Когда будут известны эти числа, тогда можно перейти к вопросу об архитектурных памятниках. Выезжая из Спасо-Преображенского монастыря, музей теряет самую привлекательную часть своей коллекции. Возникает вопрос, что ещё привлекательного есть в музее и как это использовать. Тут уже называли и один и другой способы, однако использовать нужно все способы, закрывать все направления.
Какой будет выставочная политика? Как определить самые привлекательные темы и сильные стороны музея? Глядя со стороны, я могу сказать, что самыми привлекательными были выставки Политехнического музея, где показывали прикладное знание. Недавно открыли музей Эйнштейниум, где я вижу огромное количество детей, туда постоянно идут группы. Это прикладное направление и это направление востребовано. Прикладную часть коллекции надо привлекать для прикладных выставок.
Сегодня нам тяжело конкурировать со средствами массовой информации, в первую очередь с телевидением. В телевизоре мы видим сериал, мы видим рассказ и развёрнутый сюжет. У исторического музея есть что показывать, там весьма разнообразная коллекция. И если посетитель не понял выставки — значит, у нас нет этого законченного сюжета, значит, мы неумело рассказали.
Есть проблема со школьными посещениями. Тут уже говорили, что музей на окраинах — это проблема для туристов. А что же с городским посетителем? У нашего художественного музея огромная проблема со школьниками, которые не едут из спальных районов на регулярные экскурсии. Для них это и дорого и неудобно. В лучшем случае на экскурсии ходят те, кто учится в ближайших школах, и то нерегулярно. Поэтому в центре города могут находиться экспозиции, рассчитанные на туриста. А прикладные экспозиции, которые дают конкретные навыки или посвящены местному знанию, они могут находиться на периферии.
Итак, надо чётко понимать, какие экспозиции должны находиться в центре на туристических маршрутах, а какие могут быть выведены ближе к горожанам. Надо рассчитать площадь одних и площадь других залов, и говорить с органами власти уже на этих конкретных цифрах.
Михаил Борисович Гнедовский, директор Института культурной политики
[править]— Работая в жюри конкурса на лучший европейский музей года, я видел много музеев, где закончилась реконструкция или смена помещения, а поэтому изменилась концепция. Такая перестройка обычно занимает несколько лет. Давайте посмотрим, чем занимается успешный музей в те годы, когда он уже закрылся на старом месте и ещё не открыл свои залы на новом месте. Сотрудники таких музеев напряжённо изучают свою будущую аудиторию. Они приходят на финиш, ясно понимая, с кем они будут общаться, о чём и каким образом.
Работа с фокус-группами, общение в соцсетях, консультативные советы, собрания и круглые столы — это нормальная и постоянная деятельность успешных музеев. Сюда примыкает работа музейного сайта. Виртуальное присутствие музея, когда его нет в реальности — это очень важный способ, который позволяет музею продолжать работу с публикой при закрытых залах.
Вячеслав Иосифович Сафронов, архитектор, председатель Ярославского областного отделения ВООПИиК
[править]— Я хочу подчеркнуть огромный потенциал Красноперекопского района. Именно здесь разбит Петропавловский парк с его уникальными памятниками, тот парк, где сохранились следы регулярного сада голландского типа. Этот сад был разбит по проекту садовника самого Петра Первого, и проект восстановления этого сада уже сделан. Там стоит голландская светлица — образец мануфактуры XVIII века, там осталась богадельня Затрапезнова. Архитектурные памятники Петропавловского парка находятся в критическом состоянии при всей их значимости для культурного наследия. Обращение к этому месту даёт исключительные возможности и для развития музея-заповедника и для сохранения архитектуры.
Особенно поддерживаю идею строительства депозитария, о котором мы давно уже говорим. Депозитарий должен строиться в новых районах, потому что это — дополнительная возможность привлекать новых посетителей к открытым фондам музея. Археологи твердят о громадном научном значении ярославских находок, о важных и уникальных раскопках на Стрелке. Можно создать археологический филиал музея на набережной возле Митрополичьих палат, а можно использовать депозитарий, чтобы показывать эти экспонаты в «открытом хранении».
Ещё один момент связан со Спасским монастырём, который мы обсуждали с епархией как члены Общества охраны памятников. Епархия пока не заявила о том, что именно хочет видеть в монастыре. Однако мы знаем, что епархия очень надеется сохранить музей в части монастырских зданий, устроить в них музей русской духовной культуры. Для этого музей-заповедник может за символическую плату арендовать монастырские постройки и поддерживать в них свою экспозицию. Вот такая возможность оставаться одной ногой в монастыре.
Маргарита, посетитель самых разных музеев
[править]— Ваша концепция должна быть в первую очередь направлена на то, чтобы переделать ваше сознание. Сейчас вы рассуждаете как специалисты замкнутого сообщества. Поэтому в концепцию надо включить прежде всего переделку собственного сознания. Надо переформатироваться, я думаю, не только этому музею, а всему музейному сообществу.
Во-вторых, в неё нужно включить исход посетителей. Я прихожу в музей и вижу, что меня хотят воспитывать. Но я уже взрослый человек, у меня другие интересы, и я ухожу. А чтобы к вам пришли люди, нужно, чтобы они захотели это сделать. Я ваш посетитель, я шесть дней работаю по 8—12 часов в день, со своей зарплаты я плачу налоги. Сделайте так, чтобы я в выходные захотела прийти в музей.
Меньше и меньше людей ходят в музеи, однако это не потому что люди не любят архитектуру. Напротив: люди не любят, когда их заставляют. Давайте посмотрим на выставку. Вот экспонаты, под ними циферки, а под циферками написаны непонятные посетителю вещи. Я не специалист в археологии, но я не хуже вас и хорошо разбираюсь в своей отрасли. Поэтому выставку надо приправить так, чтобы мне было удобно её съесть. Люди приходят к вам в один выходной день. Они заплатили вам, государственным учреждениям, свои налоги. Пожалуйста, дайте им за эти деньги то, что они могут съесть и не почувствовать себя полными глупцами.
Александра Николаевна Логинова, директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий
[править]— Ярославская область выступила инициатором федеральной целевой программы развития детского и молодёжного туризма. В нашей области идёт апробация этой программы. Поэтому новая музейная концепция должна создавать среду, дружественную детям. В этом смысле переезд музея очень удобен, потому что культовые сооружения — это совершенно не та среда, которая дружественна именно детям. Монастырь может быть дружественным иностранцам, но совсем не детям. Мы сами готовы участвовать в разработке музея как среды, дружественной детям.
1 ноября Российский университет туризма и сервиса сдаёт нам пробный вариант стратегии развития туризма по Ярославской области. Ещё не поздно включить стратегию развития музея-заповедника как инвестиционный проект в рамках реализации этой будущей стратегии развития туризма.
Наталия Стефановна Каровская, директор музея «Ростовский кремль»
[править]— Все шаги, которые сейчас будут делаться, нужно считать и предъявлять обществу. Наше общество, которое молчаливо принимает и соглашается с законами, не говоря ни слова против — должно узнать, сколько стоит перевод музея. Сколько будет стоить новая концепция, созданная учёными специалистами? Сколько будет стоить новый музей? Сколько будет стоить упаковка трёхсот тысяч экспонатов, страховка и бережная перевозка с охраной? И вся новая экспозиция? Сколько людей потеряют работу при этих переменах?
Надо определить и описать все-все шаги, которые потребуются для всех этих работ. Только тогда будет видна цена этого решения. Только тогда есть шанс, что в обществе что-то изменится. Ведь эту цену заплатят из кармана всех жителей Ярославской области.
Эпилог
[править]Директор Ярославского музея-заповедника Наталья Васильевна Левицкая поблагодарила участников Круглого стола и отметила, что многие мысли, озвученные ярославцами, близки музейным сотрудникам и уже не раз обсуждались в коллективе. Но прозвучали и новые идеи, которые помогут музею и будут внимательно изучены со всех сторон. Это первое собрание — только начало разговора о судьбе музея, и будут новые встречи.
Тем не менее, стало очевидным, что культурное сообщество всерьёз переживает о перспективе музеев. До сих пор не озвучены конкретные сроки и шаги, не опубликована смета. Хотя миновал уже год после запроса от епархии, однако Департамент культуры Ярославской области так и не привлёк авторитетных экспертов, которые должны объективно оценить расходы на вывод музеев из культовых зданий.
Концепция развития музея имеет смысл, когда есть уверенность в завтрашнем дне. Иначе всё заканчивается лишь умными разговорами и добрыми советами.
Источники
[править]- http://www.yarmp.yar.ru/muzej/publikatsii/krugly-j-stol-v-ramkah-xiv-tihomirovskih-chtenij/ (Архивная копия от 6 октября 2017 на Wayback Machine)
- http://mir76.ru/news/5303/(недоступная ссылка)
- http://yarcenter.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=68843&Itemid=47
- http://76rus.org/get_article.php?id=6392
Предыдущая новость: Конференция «Музей и церковь в XXI веке» прошла в Переславском районе |
Комментарии[править]
Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.
Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.
Несколько советов по оформлению реплик:
- Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
- Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
- Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
- Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.
Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.
- 28 октября 2013
- Новости 2013 года
- 2013
- 28 октября
- Октябрь 2013
- Оригинальные репортажи
- Архитектура
- Европа
- Культура
- Культура России
- Культурное наследие
- Культурное наследие России
- Общество в России
- Православие
- Православие в России
- Религия в России
- Тихон (Шевкунов)
- Экскурсии
- Ярославль
- Ярославская область
- Ярославский музей-заповедник
- Опубликовано
- Россия в октябре 2013 года