Перейти к содержанию

10 лет Викимедиа РУ: мы создаём мир, где каждый имеет доступ ко всем знаниям

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

25 мая 2018 года

В этой статье упоминается Фонд Викимедиа, какой-либо из его проектов или люди, имеющие к ним отношение. Викиновости — один из проектов Фонда Викимедиа.

24 мая 2018 года исполнилось ровно десять лет с тех пор, как Совет попечителей международного Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation, WMF) одобрил создание в России региональной организации — НП «Викимедиа РУ» (ВМРУ).

Исполнительный директор Wikimedia Foundation Кэтрин Маэр стала первой поздравившей в видеобращении российское отделение международного движения Викимедиа ещё накануне.

Викиновости присоединились к поздравлениям и поговорили с учредителями и старейшими членами НП «Викимедиа РУ» Владимиром Медейко и Павлом Каганером.

Владимир Медейко и Павел Каганер на вики-конференции в Санкт-Петербурге 27 октября 2007 года «замышляют создание Викимедиа РУ».
Автор фото: Алексей Куприянов.

Бессменный директора НП «Викимедиа РУ» и один из старейших участников Русской Википедии Владимир Медейко поблагодарил за поздравления и рассказал с чем организация подошла к юбилею:

Владимир Медейко с Премией Рунета Русской Википедии 2014 года

Спасибо огромное за поздравления!

Я рад, что несмотря на все сложности, окружающие российские НКО в последние годы, мы продолжаем в меру своего разумения и своих способностей способствовать увеличению доступности свободных знаний. Что касается проблем и достижений, то Викимедиа РУ — это часть сообщества Викимедиа, специализирующаяся на оффлайновой работе. И основные проблемы — малый приток новичков, выгорание части старых участников, а также определённая непредсказуемость государственного регулирования в России и США… Из бесспорных достижений, достичь которого сообществу Викимедиа без создания формальной организации НП «Викимедиа РУ» было бы кардинально сложнее — это появление в российском гражданском кодексе положений, выводящих свободные лицензии из «серой» зоны в белую и продвижение использования в России свободных лицензий — как государственными органами, так и различными организациями и людьми (см. 1, 2 и ретроспективу — ВН).

Из свежих новых достижений — буквально неделю назад в Ростове-на-Дону для нескольких сотен школьников был проведён эдитатон (вики-марафон по написанию статей — ВН), в ходе которого они писали на английском языке статьи о достопримечательностях Ростовской области. Были опасения, что эффект усилий не будет положительным, будет практически один мусор — у многих к школьникам недоверчивое отношение. Но, на мой взгляд, получилось неплохо, и постараемся построить дальнейшую работу с ними так, чтобы это не получилось одноразовой акцией, а привело к приходу новых плодотворных авторов и появлению качественных статей.

Сравнивая наши достижения с коллегами из других стран, должен отметить, что у нас реализован практически весь спектр проектов, которые реализуются в движении Викимедиа, и они реализованы достаточно масштабно. Это и изменения в законодательстве (не только описанные выше свободные лицензии); и масштабные творческие конкурсы (в том числе — соорганизация международных конкурсов); и приводящее к публикации ценных произведений сотрудничество с хранителями произведений (библиотеками, музеями, архивами, различными организациями) и правообладателями; и конференции с семинарами — от региональных до общероссийских, и многочисленные и разнообразные рассказы о движении Викимедиа, его проектах, как в них участвовать и работать (лекции, семинары, вебинары, работа с учащимися нескольких вузов и школ); премии и церемонии для участников движения Викимедиа и для помогающим нам и нашим целям людей извне. И это я не вдаюсь в подробности, многие из которых беспрецедентны для движения Викимедиа.

И при этом надо учитывать, что делается это в условиях далеко не тепличных, и даже можно сказать уникально сложных по сравнению с другими — у нас огромная страна, крупные населённые пункты разнесены на многие сотни и даже тысячи километров, и перелёты дороги; у нас в России огромное разнообразие языков и культур, с которым не сравниться другим странам — это прекрасно, но со всеми ними нужна отдельная работа; у нас в целом в стране настороженное отношение к негосударственным некоммерческим организациям, плюс к этому накладывается межгосударственная напряжённость между США и Россией — в результате чего приходится проявлять очень большую осмотрительность в выборе мероприятий и партнёров. В нашей стране не очень популярна помощь некоммерческим организациям, за исключением спортивных и помогающих больным. И в отличие от других организаций Викимедиа, мы не можем получать финансирование нашей деятельности по стандартной схеме в рамках сбора пожертвований по всему миру. Это существенно осложняет работу.

Учитывая всё это, я восхищаюсь коллегами — как входящими формально в состав НП «Викимедиа РУ», так и делающими огромную работу без формального вхождения — которые, несмотря на все сложности, создают мир, в котором каждый человек имеет доступ ко всем знаниям, накопленным человечеством, и глубоко признателен им.

Один из самых активных участников проектов Викимедиа, администратор, основной переводчик интерфейса вики и служебной документации на русский язык Павел Каганер, решил внести «ноту здорового пессимизма» и остановился на задачах, которые стоят перед организацией:

Павел Каганер на Вики-конференции — 2011 в Воронеже

Когда мы это всё затеяли в 2007 году, планы были самые неопределенные, и сложно было предсказать, в каких условиях мы окажемся через 10 лет.

На мой взгляд, за 10 лет мы достигли меньшего, чем могли бы.

Нам так и не удалось перейти организационный рубеж и превратиться из «клуба по интересам» в настоящую организацию.

Не удалось отладить сколько-нибудь стабильный процесс сбора пожертвований, что, конечно, очень сильно мешает в ряде случаев (Поскольку грантов от WMF мы никогда не получали, и, видимо, в обозримом будущем этого ожидать не приходится). Хотелось бы иметь несколько штатных сотрудников, которые бы могли всё время уделять работе на движение Викимедиа.

Одной из проблем является та организационно-правовая форма, которую мы выбрали на этапе создания — «Некоммерческое Партнёрство». В тот момент (и довольно долго) это казалось удачной идеей, однако сейчас видно, насколько это сильный тормоз для роста и развития. Чтобы чего-то серьёзного добиваться, нам нужно быть большими и влиятельными — то есть либо богатыми, либо многочисленными (а лучше и то, и другое). Поэтому сегодня я считаю, что нам требуется реорганизация и нужно превращаться в общественную организацию с максимально широким членством.

Отношения с вики-сообществом (в первую очередь, с самым большим — сообществом русской Википедии) оставляют желать лучшего. Как выяснилось, самоорганизация сообщества (по крайней мере, у нас) вне рамок текущих дел по редактированию статей — это в основном утопия. Мы не прикладывали в этом отношении никаких системных усилий (да и не факт, что из этого что-то вышло бы, хотя попытаться стоило). И в итоге оказалось, что русскоязычному вики-сообществу организация «Викимедиа РУ» ни за чем особо не нужна. Википедия и так популярна без меры, внутренних проблем хватает, и вся наша «внешняя» активность — в той мере, в которой она затрагивает вики-проекты — участников часто не радует, а наоборот раздражает.

Правда, для «малых» разделов, которые мы поддерживаем (вики-сайты на региональных языках России) ситуация совершенно иная. Это направление можно считать относительным успехом. Все эти годы мы поддерживаем участников вики-проектов на региональных языках и помогаем новым языковым сообществам открывать новые языковые разделы и «юзер-группы» — неформальные организации викимедийцев, м.б. и не имеющие юридического статуса, но играющие определённую роль внутри движения Викимедиа.

Что касается появления в ГК свободных лицензий — да, это было большое дело, и действительно, необходимость участия в этом процессе была одной из важнейших побудительных причин создания ВМРУ. Но есть вещи, которые удались не вполне. В частности, не удалось в полной мере провести принцип «свободы панорамы» — например, до сих пор граждане России не имеют права опубликовать по свободной лицензии сделанные ими фотографии скульптур, сделанных в советское время.

Партнерство с культурными институциями — библиотеками, архивами, музеями — тоже далеко от идеала. Конечно, это во многом следствие косности той среды, с которой мы имеем дело, но также и отсутствия у нас ресурсов, которых для такой работы нужно существенно больше.

Тем не менее, Владимир Медейко полон оптимизма и с уверенностью смотрит в будущее:

«Будем работать дальше! Ещё раз спасибо за поздравления — это сильно мотивирует!»
Участники Вики-конференции 2017 в Москве




Ссылки

Источники

Эксклюзивные интервью
Это эксклюзивное интервью подготовлено группой авторов специально для Русских Викиновостей. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять это интервью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Викиновости (авторы); CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.


  • Друзья и коллеги, поздравляю!
  • Цитирую Павла: «…нам требуется реорганизация и нужно превращаться в общественную организацию с максимально широким членством.» Плюсы и трудности перехода мне не очевиды, но это будет верный шаг. — Andrew Krizhanovsky (обсуждение) 14:28, 25 мая 2018 (UTC)
  • Сомнительно звучат эти слова: «изменения в законодательстве» (что, кроме открытых несвободных лицензий и ущербной свободы панорамы?), «сотрудничество с… музеями» (бьёмся об стену уже который год), «настороженное отношение к негосударственным некоммерческим организациям» (так ведь они не отвечают даже на самые простые вопросы). --PereslavlFoto (обсуждение) 15:04, 26 мая 2018 (UTC)