Екатеринбургский полицейский с портретом Сталина выступил в суде против оппозиционера

Материал из Викиновостей, свободного источника новостей

19 марта 2018 года

17 марта 2018 года в Ленинском районном суде города Екатеринбурга рассматривалось дело по обвинению местного активиста Рафаила Шепелева в повторном нарушении порядка проведения массовых публичных мероприятий. Свидетель обвинения, полицейский Сергей Карпеев, давал показания в футболке с цветным портретом Иосифа Сталина. Портрет «вождя» в парадной военной форме не помог — судья признала Шепелева невиновным.

Возникновение «дела Шепелева»
Полицейский Сергей Карпеев выступает по делу Шепелева в футболке с портретом Сталина

«Дело Шепелева» стало частью конфликта между властями и екатеринбургскими оппозиционными активистами, проводящие ежемесячные пикеты в защиту политзаключенных. В Екатеринбурге такие большие (по 35 — 50 участников) пикеты местное движение «Стратегия-6» проводило 6-го числа каждого месяца на протяжении более, чем трёх лет. Власти всегда пикеты согласовывали и никогда на них никого не задерживали за нарушение порядка проведения публичных мероприятий. Сама «Стратегия-6» объединяет представителей самых разных политических групп оппозиции.

В конце февраля 2018 года Министерство общественной безопасности Свердловской области (эта структура согласовывает все массовые публичные акции в Екатеринбурге) фактически запретило очередной пикет в защиту политзаключенных, намеченный на 6 марта 2018 года. Активистов это не устроило. Началась настоящая «война» между активистами «Стратегии-6» и областными властями. Активисты подали серию исков в суд, но все они были отклонены.

6 марта 2018 года активисты «Стратегии — 6» провели серию одиночных пикетов в центре Екатеринбурга. На одном из них был задержан правозащитник и юрист Сергей Тиунов. На следующий день Ленинский районный суд города Екатеринбурга назначил Тиунову 15 суток административного ареста. Так в городе появился первый пикетчик «Стратегии-6», наказанный за нарушение порядка проведения массового мероприятия.

Арест Тиунова привел к новому витку конфликта. Тиунов под арестом объявил сухую голодовку, став первым активистом «Стратегии-6», прибегнувшим к такой радикальной форме протеста. На решение об аресте Тиунова была подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд. 13 марта 2018 года жалоба была отклонена, что привело к протестам сторонников Тиунова в зале суда. Произошёл крайне редкий инцидент — вызванная в зал толпа судебных приставов побила сторонников Тиунова, а в отношении одного из них составили протокол об административном правонарушении. Тиунов же возобновил свою голодовку, прекращённую на время апелляции.

Судья Юлия Лобанова с плакатом Елены Парий

16 марта 2018 года общественный защитник Тиунова активистка Елена Парий встала в одиночном пикете у здания Министерства общественной безопасности Свердловской области. На развернутом ею у входа в здание Министерства плакате значилось: «9-е сутки голодает Сергей Тиунов арестованный по приказу сотрудников Министерства общественной безопасности!». Видеосъемку Парий вёл другой активист — Рафаил Шепелев. Здесь же стояла журналистка Елена Шукаева, которая с ними разговаривала. Кроме того, у Шепелева под мышкой был зажат свернутый в рулон другой плакат. По словам Шепелева, этот плакат был приготовлен для другого одиночного пикета.

Одиночные пикеты в России никакого уведомления властей или согласования не требуют. Однако на одиночных пикетах часто бывает несколько участников, заранее распределяющих между собой роли. Один активист держит плакат. Кто-то ведёт видеозапись (для того, чтобы было в случае задержания дать показания), кто-то дежурит в качестве общественного защитника. Власти в Екатеринбурге по негласной практике считают количество участников пикета по числу лиц, держащих агитационные материалы. Иными словами — сколько человек держит плакаты и растяжки, столько и участников пикета. Однако 16 марта 2018 года Министерство нарушило этот негласный принцип.

Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области сразу узнали активистов и потребовали, чтобы те разошлись. Те не подчинились, настаивая, что проходит одиночный пикет. Тогда сотрудники Министерства вызвали наряд полиции. Прибывшие полицейские отвезли всех троих на «гражданской» автомашине (то есть без символики МВД) в отдел полиции № 5 города Екатеринбурга.

Статус Шепелева был поначалу не определён. Согласно показаниям самого Шепелева, командовавший задержанием офицер Владислав Сергеев при задержании указал на него подчиненным, потребовав забрать в отделение «Шепелева тоже». Поначалу, как показывала потом Шукаева, в отделе полиции все задержанные сидели в одном помещении с полицейскими. При этом полицейские говорили, что Шепелев — свидетель и будет отпущен. В итоге протоколы об административном правонарушении были составлены в отношении всех троих — Парий, Шукаевой и Шепелева. «Коллективного дела» не получилось. Елена Парий упала в обморок и была отвезена в больницу. Врачи дали понять, что продержат её в стационаре суток 8. Елена Шукаева, как обвинённая по составу, не предусматривавшему административный арест, была отпущена до суда. Шепелев же был оставлен в отделе полиции № 5, чтобы на следующий день предстать перед «дежурным» судьей.

Плакат Парий был приобщен к делу. Свой плакат Шепелев успел передать другому активисту, который не задерживался.

Личность Шепелева
Шепелев и его обвинитель — офицер полиции Абрамовская в суде

Рафаилу Шепелеву около 48 лет. Он известен регулярным участием в различных протестных акциях в Екатеринбурге. Корреспондент Викиновостей часто его видел на одиночных пикетах, на акциях Алексея Навального, на пикетах «Стратегии-6» в защиту политзаключённых. Шепелев занимает жёсткую оппозиционную точку зрения. При этом он обычный гражданин из небольшого городка в Свердловской области. По образованию Шепелев автослесарь, окончивший профессионально-техническое училище. В настоящее время не работает по политическим соображениям. Шепелев говорит, что не желает налогами поддерживать путинскую власть.

Властям Свердловской области и сотрудникам Отдела полиции № 5 Екатеринбурга Шепелев известен хорошо. Он ранее подавал заявку на проведение массовых протестных акций, задерживался на различных протестных мероприятиях в центре Екатеринбурга и доставлялся в отдел полиции № 5.

Активистское прошлое и иные данные о личности Шепелева не оставляли у его сторонников никаких сомнений в исходе судебного заседания. В 2017 году Шепелеву судами за нарушение проведения массовых акций два раза назначалось административное наказание. Первый раз — административный штраф в размере 10 тысяч рублей. Второй раз — обязательные (то есть бесплатные общественные) работы.

Шепелев исполнять эти решения судов наотрез отказывается. Он не платит штраф и не выходит на общественные работы. Опять-таки по политическим мотивам. При этом отказы носят открытый характер. Шепелев 17 марта 2018 года прямо заявил судье, что не платит штраф, так как не желает, чтобы на его деньги «убивали украинцев и сирийцев». Отбывать же обязательные работы он отказался, так как виновным себя в правонарушении, за которое они назначены, не считает. Кроме того, Шепелев пояснил суду, что нигде официально не работает и не имеет иждивенцев.

Сторонники Шепелева знали, что тот же Ленинский районный суд назначил пару недель назад ранее не привлекавшемуся активисту обязательные работы. Поэтому в коридоре суда открыто говорили, что Шепелеву уж судья точно назначит 15 суток ареста. Да и сам Шепелев уже подготовил все необходимое для отбытия административного ареста. Вменялось в вину Шепелеву часть 8 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Она предусматривает весьма суровое наказание за повторное нарушение порядка проведения массового мероприятия: штраф от 150 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок от 40 до двухсот часов или административный арест сроком до 30 суток. С учётом того, что и штраф и обязательные работы Шепелев исполнять отказывается, то в случае признания его виновным, активисту грозил арест.

Заглядывать ли в трусы корреспонденту при входе в Ленинский районный суд?

Корреспонденту Викиновостей стало известно о том, что Шепелева будут судить утром 17 марта. Около 11 часов журналист прибыл в здание уголовной коллегии Ленинского районного суда, где было назначено разбирательство по делу. К желающим попасть в зал по делу Шепелева был применён удивительно строгий досмотр.

Так корреспондента Викиновостей заставили не только выложить все металлические предметы (это обычное дело), но и вынуть ремень из джинсов. Мол из-за пряжки ремня звенят рамки металлоискателя. Так как рамки продолжали звенеть, то один из приставов то ли в шутку, то ли всерьез предложил коллеге заглянуть корреспонденту «в трусы». Это предложение не было реализовано. Пристав также пролистал блокнот корреспондента в поисках запрещённых предметов. Почти такому же досмотру подвергли пожилого сторонника Шепелева, который пришёл следом — ему также пришлось вынуть ремень из брюк.

Приставы строго следили за тем, чтобы никто ничего не снимал в коридоре суда. Иногда активисты устраивали с ними разного рода дискуссии.

Полицейский с портретом Сталина
Главный специалист Министерства общественной безопасности Свердловской области Анастасия Харитонова

Примерно в 12 часов заседание было открыто. Дело вела судья Юлия Лобанова. Она сразу разрешила корреспонденту Викиновостей вести фото- и видеосъёмку заседания и даже выделила ему место рядом с трибуной свидетелей. Пригласила судья также секретаря для ведения протокола, хотя по делам об административных правонарушениях протокол обычно не ведётся.

Сторона обвинения очень хорошо подготовилась. Обвинение поддерживала офицер полиции Абрамовская. На месте событий она не была и составила протокол в отношении Шепелева на основании рапортов полицейских, объяснений сотрудников Министерства общественной безопасности Свердловской области и представленных ей видеозаписей. Абрамовская активно и жёстко участвовала в судебном заседании, лично допрашивая свидетелей. При этом Абрамовская сделала неожиданный шаг — отказалась отвечать на вопрос, который судья не сняла. Вопрос адвоката Шепелева Ирины Ручко касался того, кто сделал имеющийся в деле скрин-шот страницы Елены Шукаевой в «Фейсбук». Абрамовская прямо заявила при судье, что отказывается отвечать на этот вопрос. Так и не ответила.

Со стороны обвинения выступило пять свидетелей. Двое — Анастасия Харитонова и Светлана Белоусова — сотрудницы Министерства общественной безопасности Свердловской области. Одна из них по указанию своего начальника Олега Малишевского вела съёмку акции Парий на личный смартфон с фиксацией звука. Суду чиновница запись предъявить отказалась, сославшись на то, что у неё разрядился смартфон и поэтому видео не сохранилось. Суду пришлось довольствоваться записью с камеры Министерства, на которой не было звука.

Показания Харитоновой и Белоусовой сводились к тому, что Шепелев участвовал в массовом пикете, так как стоял рядом с Парий, беседовал с ней и вёл видеозапись. Требований лично к нему прекратить незаконные действия Белоусова не предъявляла.

Трое следующих свидетелей были сотрудниками полиции, которые задержали активистов — начальник подполковник Владислав Сергеев (он единственный был в форме), его подчинённые Сергей Карпеев и Владимир Чуваткин. Они прибыли по вызову из Министерства общественной безопасности Свердловской области, задержали активистов и доставили в отдел полиции.

Один из свидетелей-полицейских, Сергей Карпеев, ещё в коридоре удивил некоторых сторонников Шепелева своей футболкой. На груди футболки красовался цветной парадный портрет Иосифа Сталина в военной форме и в орденах. Когда Карпеев встал за свидетельскую трибуну, то генералиссимус уставился на судью. Адвокат Ручко поинтересовалась почему у Карпеева изображён Сталин, который является «спорной личностью». Мол не является ли это выражением гражданской позиции Карпеева. Судья тут же сняла вопрос. На вопрос, что должны были сделать задержанные активисты, чтобы исполнить требования полицейских, Карпеев ответил чётко: «Как минимум разойтись!». Что должны были сделать «как максимум» сторонник Сталина не пояснил.

Позиция защиты

Защиту Шепелева осуществляли двое — адвокат Ирина Ручко и общественный защитник Анатолий Свечников. Последний является активным участником пикетов «Стратегии-6». Они тщательно допрашивали свидетелей про делу. Их позиция была проста — имел место одиночный пикет Парий. Шепелев в нём не участвовал, так как разговор с пикетчиком и ведение видеозаписи пикета нельзя считать таковым участием.

Со стороны защиты был всего один свидетель — Елена Шукаева. Перед ней стояла нелёгкая задача. Офицер полиции Абрамовская, которая была обвинителем по настоящему делу, составила протокол и на Шукаеву тоже. Абрамовская попыталась в суде выяснить у Шукаевой, принимала ли та участие в пикете. Шукаева тут же отказалась отвечать на этот вопрос, сославшись на статью 51 Конституции России.

Неожиданное оправдание

Разбирательство длилось около трех часов. Потом судья ушла в совещательную комнату и ещё часа три все ждали её решения. При этом паспорт Шепелева был оставлен у секретаря, тогда как документы остальных участников и зрителей были им возвращены.

В ожидании судебного решения в суд прибыл наряд полиции. Также явилось человек 6 судебных приставов. Некоторые из них были знакомы с активистами. В частности прибыл пристав, который 13 марта в областном суде ударил пенсионерку. Во время оглашения решения приставы вошли в зал и рассредоточились. Они вытащили из-под бронежилетов значки с индивидуальными номерами. Только пристав, толкавший пенсионерку, значок показывать не стал.

Примерно в 18:00 судья начала зачитывать решение по делу. К удивлению всех судья признала, что в действиях Шепелева нет вины и положила в основу этого решения показания Елены Шукаевой, свидетельницы защиты. Шепелеву вернули паспорт и отпустили. Случай редчайший по меркам Екатеринбурга.

Так портрет Сталина на груди свидетеля-полицейского не помог стороне обвинения. Впрочем полицейский с портретом Сталина ещё будет выступать в суде как минимум дважды — по делу в отношении Шукаевой и Парий. Возможно тогда генералиссимус поможет.



Источники[править]

Оригинальный репортаж
Эту статью написал Иван Абатуров специально для Русских Викиновостей. Она содержит ранее не публиковавшиеся материалы или исследования, источником которых является сам автор. Вы можете свободно без согласования и выплаты вознаграждения копировать, распространять и изменять эту статью в любых целях, включая коммерческие, однако вы обязаны указать автора, источник и лицензию. Например, так: Иван Абатуров; Викиновости; CC BY 2.5. Вы также должны обозначить изменения, если таковые были сделаны. Лицензии изображений уточняйте на их страницах на Викискладе.

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.
  • Иван Абатуров, спасибо за новость. Наверно нужно запрос в МВД отправить, начиная с местных. Этот Сергей Карпеев выступал в суде как частное лицо или как представитель власти. Если как представитель МВД России, то имел ли он право проводить такую политическую акцию. Этак завтра в суд с портретом Гитлера полицейские приходить станут; или даже, не побоюсь этого слова, с Навальным. Если местные не захотят разбираться, то, возможно, имеет смысл вышестоящих запрашивать. Ну и держать читателей в курсе походу изучения вопроса, если возьмёшься. --cаша (krassotkin) 07:59, 19 марта 2018 (UTC)
    • Карпеев был официально в качестве свидетеля. Вообще все участники производства по делу об административном правонарушении перечислены в главе 25 КоАП РФ. Если следовать этой главе применительно к описанному в статье делу Шепелева, то участники дела имели следующий статус. (1) Шепелев — «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». (ст. 25.1 КоАП РФ) (2) Абрамовская, Карпеев, Чуваткин, Белоусова, Харитонова, Шукаева — свидетели (ст. 25.6 КоАП РФ) (3) Ручко и Свечников — защитники. При этом Ручко — адвокат. А Свечников — иное лицо (ст. 25.5 КоАП РФ). Такого участника как «представитель власти» КоАП РФ не предусматривает. Это в теории. Однако на практике роли изменились. Абрамовская (та, которая составляла протокол) стала обвинителем — она вела допрос Шепелева и свидетелей, участвовала в прениях. Формально она как свидетель на такие действия права не имела. Но судья позволила. В итоге процесс стал состязательным. Насчет политической акции ничего не скажу. Однако в России есть такое основание для увольнения полицейского как совершение поступка, порочащего честь и достоинство сотрудника полиции. Что под этим поступком понимать решает само начальство. Причем такой поступок может быть совершен как при исполнении обязанностей полицейского, так и не при исполнении должностных обязанностей. Практика же екатеринбургских судов показывает, что если полицейского на таком основании уволили, то почти никогда суд его не восстанавливает в должности. Иван Абатуров (обсуждение) 06:07, 20 марта 2018 (UTC)